Серийный интернет-предприниматель и инвестор Аркадий Морейнис составил вольный перевод статьи в Entrepreneur, перечисляющей 7 вызовов, способных угробить даже вполне успешный бизнес:
7 причин, которые не дадут вашему бизнесу развиваться.
Причины в статье перечислены вполне годные, вот только объяснение там не всегда понятные. Постарался переформулировать часть объяснений.
1. Преждевременное масштабирование. Масштабирование убыточного проекта приведет, скорее всего, к росту убытков, а не появлению прибыли.
2. Работа не с теми людьми. С людьми, которые предпочитают в основном «доебываться до мышей» и не могут смотреть вперед.
3. Фокусирование только на маркетинговых инициативах, ведущих к привлечению пользователей и росте выручки. При росте надо сосредотачиваться на долгосрочных, а не на тактических целях. Например, во многих случаях retention (удержание и возвращение существующих пользователей) более важно в долгосрочной перспективе, чем приобретение новых пользователей.
4. Выбор конкуренции по цене в качестве стратегии. В долгосрочной перспективе это, скорее всего, приведет только к падению маржи до абсолютного нуля и потере прибыльности.
5. Сохранение старой управленческой структуры. Рост требует изменений в управлении: например, переход от «ручного» управления к управлению по показателям. Да, в этом случае в целом число «косяков» неизбежно вырастет – главное, чтобы оно не превысило число «прямиков».
6. Игнорирование возникающих проблем. Во время роста вы столкнетесь с новыми проблемами, и их надо решать системно, иначе они превратятся в снежный ком, подминающий бизнес.
7. Раздувание штата и расходов. Не надо забывать, что «резка костов» – необходимая составляющая любого роста. Нельзя наращивать лишний жир, иначе лишние люди и косты окажутся слишком тяжелым бременем.
На перевод Морейниса откликнулась его давняя знакомая хедхантер Алена Владимирская:
Важное (много думаю об этом):
Дедди пишет о 7 причинах, поему твой бизнес загибается. Считаю, что это все фигня, оправдания и отговорки для фаундера.
Фаундер, помни — ты в своем бизнесе отвечаешь за все. Все неудачи твоего бизнеса — это твои неудачи и проступки. И ты — ВСЕГДА САМОЕ СЛАБОЕ И УЯЗВИМОЕ Звено своего бизнеса
Самое важное качество фаундера — брать на себя ответственность за все. И единственная причина, по которой твой бизнес проебывается — это ТОЛЬКО ТЫ. А вот причина, по которой он растет и развивается — это уже и команда, и инвесторы, и пруха обстоятельств.
Впрочем, Морейнис не видит противоречия — ведь все решения в бизнесе, в том числе привлечение инвестора, принимает предприниматель (он же «фаундер»), а значит, и ответственность нести ему.