Site icon Идеономика – Умные о главном

«Наличие позиции — это история взросления»

Кадр из фильма "Поколение Вояджер"

Можно ли сохранить целостность внутри сложных систем, где много противоречий и взаимоисключающих точек зрения? Консультант-психолог, эксперт по управлению конфликтами Андрей Кёниг считает, что волшебная пилюля есть — это позиция. Почему так важно ее иметь, он рассказывает в книге «Разреши конфликт».

Для формирования позиции имеют значение не столько факты, которые бесконечно меняются в бешеном инфопотоке, сколько согласованность того, что происходит внутри и вокруг человека. Этот процесс начинается с ответа на вопрос: «Что я думаю на эту тему?»

У любого хорошего работодателя есть задекларированная позиция о том, что можно и что нельзя делать работникам его компании. Например, нужно наказать сотрудника, если он накосячил таким или иным образом. Когда условный Вася переступает черту, даже если случайно, а вообще-то человек хороший, все его любят, задекларированная позиция компании не позволит сказать: «Ладно,  забыли». Практика показывает, что отклонение от установок серьёзно расшатывает систему. Это прямой путь к тому, чтобы вами начали манипулировать.

В качестве иллюстрации представьте, что вы решили стать вегетарианцем. Вы неизбежно столкнётесь с бесконечными попытками окружающих накормить вас мясом, убедить, что вегетарианство — это ерунда и вообще ужасно вредно. Кто не сталкивался с вегетарианством, представьте, что вы бросили пить, и посмотрите на праздники и на поведение окружающих. Почти то же самое.

Смотрите, какой вы бледный, прямо сейчас в обморок свалитесь. Если ваш выбор — веяние моды, попытка выпендриться или решить локальные задачи по здоровью, рано или поздно вы, скорее всего, с облегчением сдадитесь. Волна чужих аргументов найдёт трещину в защите, вам покажется, что как минимум один из них убедителен. Например, вы и правда бледноваты в последнее время. После этого заиграет до боли знакомый мотив: где один раз, там и второй, и продолжать уже нет смысла, начну заново с какого-нибудь далёкого понедельника в середине лета.

Когда существует угроза жизни, истый вегетарианец, безусловно, будет есть мясо, но в обычных условиях манипуляции на него не подействуют. Поставить на место вегетарианства можно любую другую историю — про ЗОЖ, волонтёрство, охрану природы, любовь к пиву, свингерство или воцерковление.

Человека со сформированной позицией очень трудно переубедить. А действию, за которым не стоит никакой настоящей позиции, — грош цена.

Позиция — это когда собственное решение весомее чужих аргументов.

Конечно, всегда существует риск впасть в ересь: я считаю вот так, а весь мир идёт лесом. Поэтому важно помнить, что отказ от обратной связи с окружающими может привести к потере связи с реальностью и, как следствие, к неадекватности.

Представьте себе два полюса. На одном — внешний мир, где непрерывно что-то меняется, он всё время чего-то от нас хочет и диктует свои правила. Слепое следование за переменами во внешнем мире приводит к тому, что сегодня ты стоишь на одной позиции, а завтра — на противоположной. При таком раскладе цена слов, утверждений и взглядов — ноль целых ноль десятых.

Приспособленчество, которое по определению грешит отсутствием позиции, или прислоненность к внешней позиции, неизбежно приводит к внутреннему раздраю. В такой системе оставаться устойчивым либо сложно, либо попросту невозможно.

Противоположный полюс: я решил, как правильно, — про всё на свете, и мне не важно, что происходит снаружи. В этой крайности человек отказывается видеть реальность. Да, такие
люди стабильны, но из-за разрыва отношений с окружающим миром их жизнь можно сравнить с галлюцинацией. Они умудряются объяснять себе происходящее вокруг таким образом, чтобы это никак не затрагивало их картину мира.

Позиция — это адекватный баланс между двумя полюсами.

Внешний мир__________Позиция___________Я решил
Приспособленчество         Устойчивость             Галлюцинация

Хорошо, когда ветер дует в паруса — тогда твоя лодка может двигаться. Конформизм, то есть попытка уловить направление ветра — вполне понятная история. Но те, кто хоть раз ходил под парусом, знают, что любой ветер, даже встречный, можно использовать, чтобы двигаться в нужном направлении.

Позиция позволяет выбирать направление движения вместо того, чтобы смиренно дрейфовать в зависимости от переменчивых воздушных потоков. Если ветер слева или справа, мы соответствующим образом перекладываем парус. Когда ветер встречный, мы идём переменным галсом. Да, порой мы продвигаемся медленно, но по-прежнему можем идти туда, куда нам нужно.

В конечном счёте использование ветра имеет значение только в том случае, когда мы знаем, куда стремимся.

Представим человека, который твёрдо решил похудеть. Для этого он садится на диету и покупает абонемент в тренажерный зал. В первое время он обязательно столкнётся с тем, что всё идёт не по плану: времени на тренировки не хватает, есть приходится что попало, на бегу и, конечно, поздно вечером. Всё это, разумеется, по объективным причинам! Иначе никак.

Вот только если у человека есть позиция, вне зависимости от того, как складываются обстоятельства, он пойдёт в зал, будет питаться как надо и не станет искать оправданий.

Впрочем, вывод из этого можно сделать многообещающий.

Результата добивается не самый упрямый и даже не самый везучий, а тот, у кого есть позиция.

Важную роль в формировании устойчивой позиции играет честность, в первую очередь — с самим с собой.

Внутренняя честность — соответствие того, что ты думаешь, тому, как ты действуешь.

Действовать, исходя из своей позиции, и отказываться делать что-то, если это не согласуется с собственными взглядами и целями, — проявление внутренней честности. Она восходит к понятию чести, в основе которой лежит верность своим моральным установкам.

Внутренняя честность — это маркер целостности, а значит, стабильности и здоровья, как психологического, так и физического.

Внутренняя честность — состояние здорового человека.

При этом быть честным — не значит быть правдивым. Источник правды всегда находится снаружи, а, учитывая насыщенность нашего информационного пространства, любую правду можно подтвердить, доказать, объективизировать и опровергнуть.

К слову, за оголтелым правдорубством частенько стоит конфликт: стороны говорят правду не с целью сказать то, что думают, а чтобы причинить боль оппоненту и таким образом взять над ним верх. В этом случае правда рано или поздно дискредитируется. Ведь человек опирается на правду с корыстным умыслом: избежать усиления противника или нанести ему вред. Выборочная правда искажает картину мира и превращается в ложь.

В лживой системе двойных стандартов честность теряет свой смысл. Когда внутри одно, а снаружи другое, это разъедает, нарушая целостность индивидов и больших систем. Глядя на людей, страны или международные отношения с нарушением целостности, мы можем увидеть, как работает это простое правило.

Рано или поздно приходит время ответить себе на трудный вопрос: если я творю зло вовне, с чего я решил, что внутри я добрый?

Наличие позиции — история взросления, в том числе в конфликтах. Вооружаясь мощными инструментами конфликтологии, мы должны оставаться стабильными в противостояниях. Их, к слову, станет больше, ведь мы будем их себе разрешать.

Очень часто с людьми, которые сформировали устойчивую позицию и завели привычку её декларировать, начинают спорить те, у кого никакой опорной точки нет.

Спорщики без позиции пытаются влиять на собеседника эмоционально, задают не свои вопросы, а те, которые в одном месте услышали и в другом повторяют. Внешне их нападки выглядят как непримиримое противоречие, но на самом деле являются тестом на прочность: неустойчивые люди проверяют, насколько крепкий им попался оппонент и можно ли к нему прислониться. Если визави оказался прочным, а его позиция — устойчивой, ребята, которые только что выкрикивали невнятные лозунги, парадоксальным образом начинают распространять эту позицию как «правильную».

Подробнее о книге «Разреши конфликт» читайте в базе «Идеономики».

Exit mobile version