Site icon Идеономика – Умные о главном

А вот и Фред: как симпатия приводит к спасению одних видов и исчезновению других

Фото: Vidar Nordli-Mathisen/Unsplash

Люди охотно жертвуют на сохранение популяции уссурийских тигров или панд. В то же время, спасение некоторых видов животных не финансируется и не исследуется.  Какую роль в этом играет симпатия, рассказала научный журналист Бетси Мейсон.

Автор статьи признается, что большую часть жизни довольно неоднозначно относилась к паукам. Потом она узнала о пауках-скакунах: об их потрясающем зрении, удивительной сообразительности (они строят планы) и о том, что у них есть период быстрого сна (да, пауки видят сны). Но численность этих удивительных созданий сокращается.

По словам биолога Педро Кардосо из Лиссабонского университета, все виды пауков во всем мире можно отнести к исчезающим. Биологи опросили 100 специалистов и любителей пауков по всему миру об угрозах, с которыми сталкиваются эти животные. И картина, скорее всего, неутешительная.

Почему  «скорее всего»? Потому что достоверных данных по этому вопросу нет. Причин много, но в разговорах с арахнологами постоянно всплывает одна из них: люди не любят пауков. Даже среди наименее популярных животных они вызывают особое отвращение. В одном из исследований было установлено, что люди считают пауков худшим сочетанием страшного и отвратительного. Пауки по этим характеристикам опережают гадюк, ос, личинок и тараканов.

Неприятие этих созданий на практике означает, что ученым труднее найти средства на их изучение. О некоторых видах пауков, находящихся под угрозой исчезновения, нет достаточных данных, чтобы рассматривать их в качестве объекта охраны. Мы не знаем, какие виды находятся в опасности, где и почему они исчезают. Но этот процесс — плохая новость для целого ряда животных, включая человека.

Несмотря на образ в массовой культуре — ядовитые твари, которые только и ждут, чтобы нас ужалить, — подавляющее большинство пауков не кусаются и не причиняют вреда людям. Напротив, они охотятся на насекомых: комаров, тараканов и тлю, которые действительно причиняют вред домовладениям, садам и полям. Пауки являются прекрасными борцами с вредителями и важным источником пищи для птиц, рыб, ящериц и мелких млекопитающих. Кроме того, изучение жизни этих поразительных созданий дает множество идей ученым в самых разных сферах.

Однако на другой чаше весов выживания пауков лежит сильное отвращение, которое многие люди испытывают к ним. Страх и неприятие настолько сильны и специфичны, что некоторые ученые предположили, что пауки представляют собой уникальную когнитивную категорию в нашем сознании. Арахнофобия, вероятно, — самый распространенный вид фобии.

Чтобы решить проблему неприязни и пробелов в данных, ученые предложили сделать то, что уже сработало с другими видами животных: попросить людей считать пауков. Этот способ показал свою эффективность с птицами. В 2023 году в ежегодной акции Great Backyard Bird Count приняли участие более полумиллиона человек, которые за четыре февральских дня определили более 7500 видов птиц. Хотя успех этой акции был гарантирован, ведь все любят птиц.

Но есть основания полагать, что привлечение обывателей к изучению пауков может изменить отношение к ним. Австралийская писательница Линн Келли настолько боялась пауков, что просто отправиться на прогулку или побывать в саду становилось трудно. Но ей удалось победить свою арахнофобию благодаря тому, что она стала изучать разные виды пауков и их повадки. «Одним из секретов стали имена, — говорит она. — Придумывая пауку имя, я словно наделяю его личностью. Теперь это не просто«фу, паук». Теперь это «а вот и Фред».

К сожалению, несмотря на усилия многих арахнологов, проблема исчезающих пауков, как неприятных людям животных, не получает достаточного финансирования. Поэтому автор статьи, Бэтси Мэйсон, призывает к участию в разных проектах так называемой «гражданской» науки. Димитр Димитров, арахнолог, изучающий эволюцию разнообразия пауков в музее Бергенского университета в Норвегии, считает, что если хотя бы часть людей, занимающихся подсчетом птиц, захотят сделать то же самое в отношении пауков, то можно будет получить данные, способные существенно изменить ситуацию.

Димитров согласен с тем, что многие виды животных получают больше внимания (и денег), просто потому, что они всем нравятся: «Я думаю, что орнитологов больше, чем видов птиц». По словам Димитрова, данных мало, а биоразнообразие сокращается так быстро, что даже тот уровень финансирования, который национальные правительства могут выделить на традиционную науку, не справится с масштабами и срочностью проблемы. Однако привлечение общественности способно оказать большое влияние на ситуацию за короткое время, считает он: «Все эти люди, которые в свободное время занимаются наукой или наблюдениями в качестве хобби, на самом деле могут предоставить огромное количество информации, и это качественно изменит наши знания о природе и биологическом разнообразии».

По словам автора, важно учитывать, что исчезающие виды находятся в неравном положении, но это не значит, что исчезновение непривлекательных пауков или слизней не ударит в итоге по нашим любимчикам — тиграм, пандам или птицам. Тем более, что наблюдать за пауками или насекомыми гораздо проще, чем за многими другими видами. 

Источник

Exit mobile version