За рамками личного опыта: в чем отличие гения от таланта
Слово «талант» произносится так часто, что утратило всякую ценность. Поэтому все вокруг стали... «гениями»
СаморазвитиеМы живем в эпоху гениальности. Не потому, что гениев много, а в том смысле, что все одержимы этой идеей. Книги о гениях разлетаются с прилавков, в интернете полно статей «Как стать гением» или «Гениальные привычки успеха». И, надо признать, что такой интерес есть у многих.
Когда речь идет о науке, то со значением слова «гений» все ясно. Мы понимаем его в значении смены парадигмы, созидательной трансформации, которая разрушает старый уклад и создает новый, более совершенный. Но что значит быть художественным гением? Какими качествами должны обладать выдающиеся музыканты, писатели, фотографы, режиссеры?
Проблема в том, что, говоря об искусстве, мы часто употребляем слово «талантливый». И оно настолько приелось, что уже утратило всякую ценность. Более того, когда мы произносим :«Это талантливый художник», — то в каком-то смысле это звучит жалко. Нам приходится прибегать к преувеличению: «гений!» «революционер!», «наследник Шекспира, рвущий шаблоны!». Синонимов к слову «талант» не так уж и много.
Итак, в чем же разница между этими понятиями, и как определить гениальность в искусстве?
Выражение вашего воображения
Каждый из нас может стать талантливым в чем-то. Талант определяется упорным трудом, повторением и сознательным, целенаправленным усилием. Вы можете быть талантливым в своей работе, потому что занимаетесь ею каждый день на протяжении последних десяти лет. Таким образом, быть талантливым — значит делать что-то отлично. В искусстве все обстоит иначе. Талантливый человек в искусстве — это тот, кто достиг успеха, возможно, исключительного в своей области. Он может писать, рисовать или петь лучше, чем большинство людей.
Талант — это практика самого искусства. Это создание творческой работы в рамках определенного вида искусства на высоком уровне. Для эссеиста Уильяма Хэзлитта примером таланта (Хэзлитт предпочитает называть его «простой гений») является поэт Уильям Вордсворт. Вордсворт превращает то, что у него есть — чувства, мысли, наблюдения — в гениальное искусство. Хэзлитт писал: «Поэт может углубиться в собственную личность, чтобы извлечь содержащиеся в ней сокровища мысли, чтобы раскрыть драгоценные запасы ума». Другими словами, талантливые люди, такие как Вордсворт, творят на основе того, что им известно. У них есть опыт или история, которую они хотят рассказать, и они рассказывают ее хорошо.
Основа этой «простой» гениальности или таланта эгоцентрична. Талантливый человек «погружен в себя… и находится в центре своего бытия». Такие люди являют миру себя, вызывают чувства или переносят нас в дальние места, но только с помощью своего видения. Они проецируют на нас свои переживания. И наше отношение к их таланту зависит от того, какой отклик это вызывает в нашей душе. Вордсворт писал о любви — универсальном чувстве — поэтому многим и сегодня нравятся его стихи. Если бы они были посвящены мозолям от седла, полученным во время конной прогулки вокруг родового поместья в ноябре, то, скорее всего, это вызвало бы меньше симпатий.
Сила замысла
Разница между талантом и гениальностью заключается в том, что художественный гений способен выразить чувства, выходящие за рамки личного опыта. Они обладают такой исключительной способностью к сопереживанию и воображению, что могут входить в чуждые им миры и ярко рисовать их, создавать художественные произведения, не похожие ни на что, ранее виденное или слышанное. Хэзлитт выделяет только одного такого человека: «Шекспир (практически единственный) кажется человеком гениальным, возвышающимся над самим определением гения».
В одной пьесе Шекспир мог выразить и ужасы войны, и апогей горя, и муки любви. Он мог изобразить простого человека и аристократа, деревенскую и городскую жизнь, Англию и заграницу. Насколько нам известно, все это он делал, живя относительно скучной жизнью в Стратфорде-на-Эйвоне. Хэзлитт называет его Протеем человеческого разума.
Художественная гениальность — это не столько само искусство или умение петь, писать, создавать и так далее. Это способность видеть то, что находится за пределами вашего уголка мира, или то, чего никто не видел вообще. Сюзанна Лангер писала об этом: «талант — это особая способность выразить то, что вы можете себе представить, а гений — это сила замысла».
Признание таланта
Все это не означает умаления заслуг талантливых людей. По определению Хэзлитта (и большинства ученых), гениями может быть ничтожно малое число людей, возможно, всего один на эпоху. Вряд ли кто-то из читающих эту статью является гением искусства. Нам стоит вернуть слову «талантливый» статус почетного знака, символа гордости. В самом деле, Хэзлитт даже считал, что трудолюбивые, находчивые и старательные «простые» таланты значат гораздо больше, чем безудержные и непревзойденные гении.
Талантливые люди искусства работают не покладая рук, добиваясь совершенства. Филип Пулман писал: «У сантехников не бывает сантехнического кризиса, и у врачей не бывает; почему же писатели должны быть единственной профессией, в которой трудности называются особыми словами, и все должны этому сочувствовать?». Талантливые люди много работают, и это, всегда и везде, заслуживает признания и уважения.