Многие из нас страстно желают иметь определенную идентичность, представляя себя зачастую теми, кем не являются. Я, например, много лет мечтал стать серфером. И был настолько увлечен этой идеей, что даже забронировал несколько недель уроков серфинга в Коста-Рике.
Серфинг может быть невероятно медитативным занятием. Он заставляет вас отказаться от контроля и просто реагировать на непредсказуемость океана.
Природа серфинга такова, что волны нельзя контролировать. Всё, что вы можете, – реагировать на них. Это стимулирует мысли в стиле дзен, когда вы учитесь принимать то, что встречается на вашем пути, и стараться отвечать наилучшим образом.
Но, несмотря на всю его привлекательность, я вскоре осознал горькую правду: идея стать серфером мне нравилась больше, чем сам серфинг. Мысль поймать идеальную волну захватывала, но реальность предполагала еще и много падений, гребли и сильной усталости.
Идентичность против реальности
Мы все попадаем в этот диссонанс между привлекательностью идентичности и ее реальностью.
Но вопрос, почему мы стремимся к этим идентичностям? Для меня стать серфером означало заполнить возникшую пустоту, быть самым крутым и атлетичным чуваком на пляже.
Очень важно понимать, что стремиться к идентичности и получать удовольствие от связанной с нею работы – не одно и то же. Я этот урок усвоил через писательство. Назвать себя писателем легко, но, стать им, прилагая для этого все усилия – совсем другое. Этот процесс требует гораздо больше крови, пота и слез.
Ко мне часто обращаются люди, желающие стать писателями. Но правда в том, что многих из них привлекает сама идея, а не процесс. Им нужна идентичность, а не работа.
Мужество отпустить
Признание того, что между стремлением к идентичности и удовольствием от связанной с нею работы есть разрыв, – это горькое лекарство, которое сложно проглотить.
Мне тоже пришлось признать, что, потратив на серфинг много денег и времени, я так и не нашел в нем удовольствия.
Многие из нас попадают в ловушку идентичности, упорно выполняя требуемые ею задачи, которые при этом совершенно не нравятся. Это напоминает адвоката, ненавидящего свою работу, но цепляющегося за образ успешного юриста и потому боящегося развеять собственные иллюзии.
Настоящее мужество заключается в том, чтобы принять свое незнание о том, кто вы и чем хотите заниматься.
Отпуская, освобождаться
В итоге возникает вопрос:
Что из того, что вы в своей жизни делаете, вам по-настоящему не нравится, но приходится делать из-за создаваемого этой работой образа?
Определение таких сфер способно привести вас к первопричинам тревожности, страданий и проблем с функциональностью. Такие насильственные идентичности создают ненужное напряжение в нашей жизни и часто приводят к защитному поведению, поддерживающему эти иллюзии.
Научившись отпускать идентичности, которые не служат вашему счастью и самореализации, вы освобождаетесь. Как мудро заметил Сенека: богат не тот, у кого всё есть, а тот, кто ничего не желает.
Чем больше вы хотите того, что по-настоящему не ваше, тем менее наполненными будете себя чувствовать. Процесс отпускания сделает вас более радостными и удовлетворенными.
Осознав, что мне не суждено стать «крутым пляжным чуваком», я почувствовал огромное облегчение. Я успокоился, приняв свою истинную идентичность «ботаника за компьютером».
Это осознание помогло мне сбросить обременительный фасад и принять себя таким, какой я есть. Ключ к наполненной жизни – находить удовольствие в самом деле, а не только в навешиваемых на себя идентичностях.