У каждого есть такой опыт: учитель, наставник или родитель убеждает вас быть более уверенным в себе. Но на самом деле это заставляет вас чувствовать еще большее разочарование и беспомощность. Психологи Эдди Бруммельман и Келли Зимерис доказывают, что традиционные представления о том, как воспитать уверенность в себе, не работают, а иногда и вредят.
Мы живем в эпоху культа уверенности в себе: это качество считается ключом к успеху во всех сферах жизни. Но разве у кого-нибудь получалось «надуть» эту уверенность как воздушный шарик? Психологи называют это явление «ловушкой уверенности»: популярным, но ошибочным убеждением, что достаточно просто сказать людям, что они должны быть более уверенными в себе, и это улучшит их жизнь.
В современном мире детей осыпают похвалами, призванными повысить их уверенность в себе, даже если они просто завязали шнурки или надели куртку. Когда дети становятся достаточно взрослыми, их поощряют развивать уверенность при помощи позитивных утверждений: «Я смогу, я самый лучший!»
Тем же путем идут и распространенные книги советов для взрослых. Например, часто рекомендуют составлять списки достижений и убеждать себя в том, что вы потрясающий. Вуаля: больше нет почти никакого оправдания, чтобы быть неуверенным в себе.
Однако специалисты предостерегают от подобной «лобовой атаки». Безусловно, уверенность — это здорово. Большое количество научных исследований показывает, что такие люди счастливее, здоровее и успешнее. Ошибка в том, как эту уверенность пытаются воспитать в себе и других.
Одной из распространенных ошибочных стратегий, которую используют многие родители, является раздутая похвала, например: «Ты потрясающий! Ты невероятно хорошо это сделал!» Психологи наблюдали за взаимодействием родителей и детей, и обнаружили, что родители особенно склонны раздувать похвалу для детей с низкой самооценкой. Несмотря на благие намерения, исследование 2017 года показывает, что завышенная похвала может дать обратный эффект, заставляя детей с низкой самооценкой беспокоиться о том, что они не смогут соответствовать стандартам, подразумеваемым похвалой.
Другая популярная, но ошибочная форма поощрения включает в себя обучение людей позитивному самовосприятию: говорить себе, что они замечательные, напоминать себе обо всех достижениях или перечислять похвалу, полученную от близких. К сожалению, как и в случае с избыточной похвалой, позитивная самооценка может, по иронии судьбы, напоминать людям с низкой самооценкой о болезненном несоответствии между тем, кто они есть, и тем, кем они хотели бы быть. Например, исследования показывают, что повторение позитивных утверждений о себе, таких, как «Я прекрасный человек!» может заставить людей с низкой самооценкой чувствовать себя хуже. Аналогичным образом, размышления о своих успехах могут привести к тому, что люди с низкой самооценкой будут чувствовать себя более тревожно, испытывать напряжение, дрожь и одышку. Они отвергают похвалу.
Одним словом, два наиболее распространенных способа усилить уверенность в себе, заставляют людей, не уверенных в себе, чувствовать себя еще более подавленными. Но это еще не все. То, как в настоящее время преподается уверенность в себе, содержит двойное послание в духе «сами виноваты». Как утверждают Шани Оргад в книге «Психическая идея» и Розалинд Гилл в книге «Культура уверенности», утверждения об уверенности в себе часто направлены на людей, принадлежащих к неблагополучным или незащищенным слоям общества, включая женщин, национальные меньшинства или людей с очень низким уровнем дохода. Призывы «просто быть уверенным в себе» внушают этим людям, что они сами виноваты в своем бедственном положении.
Например, множество книг популярной психологии для женщин подтверждают, что женщины проявляют меньше уверенности в себе, чем мужчины в корпоративном мире. А затем происходит подмена понятий: авторы утверждают, что этот разрыв в уверенности может препятствовать их прогрессу в корпоративном мире, где предпочтение отдается людям, излучающим высокую самооценку. В книге «Кодекс уверенности» Кэтти Кей и Клэр Шипман утверждают: «мозг женщины ей не друг, когда дело доходит до уверенности». Несмотря на кажущуюся доброжелательность, это послание внушает, что женщин сдерживают лишь внутренние, а не социальные барьеры, и чтобы преодолеть эти барьеры, нужно быть просто чуть увереннее в себе.
Те, кто призывают повышать самооценку, правы в одном: уверенность в себе имеет значение. Но они ошибаются в другом — ее нельзя повышать в вакууме, без учета общественных обстоятельств.
Безусловно, есть индивидуальные различия: некоторые люди генетически предрасположены к более высокой уверенности в себе, другие выросли в семьях, где были благоприятные условия для формирования высокой самооценки. Тем не менее часто упускается из виду тот факт, что некоторые общественные идеи и структуры, которые превозносят одних и задвигают в тень других, подрывают уверенность в себе у определенных социальных групп. Чаще всего отсутствие уверенности в себе — это не личный недостаток, а отражение более широких общественных идей и структур.
Возьмем, к примеру, синдром самозванца (убежденность в том, что успех пришел благодаря удаче, и страх быть разоблаченным). Авторитетное исследование психотерапевтов Полин Кланс и Сюзанны Имс показало, что чаще всего от этого синдрома страдают женщины с высокими достижениями. Исторически сложилось так, что это явление рассматривалось как личная проблема, которая возникает в результате раннего семейного воспитания и укореняется в психике женщины. Казалось бы, решение простое: хвалить женщин или напоминать им об их достоинствах или способностях.
Однако последние исследования опровергают эту точку зрения, указывая на то, что источник чувства находится в окружающей среде, а не в самом человеке. Они показали, что женщины чаще испытывают синдром самозванца, чем мужчины, только в определенных условиях, когда их оценивают через призму гендерных стереотипов. Например, в академических дисциплинах, где распространено мнение, что для достижения успеха необходимы особые способности или «гениальность», которым невозможно научиться. В то же время женщины реже страдают от синдрома самозванца в сферах, где ценится потенциал каждого человека, где люди верят, что каждый может стать очень успешным, при должном количестве усилий и преданности делу.
Это показывает, что синдром самозванца или другие признаки низкой уверенности в себе часто не вызваны психологическими блоками внутри человека, просто определенная среда получает выгоду, когда люди сомневаться в своей ценности или способностях.
Если вы когда-либо испытывали недостаток уверенности в себе и пробовали множество упражнений, чтобы справиться с этим, знайте, что этот опыт часто говорит больше о вашем окружении, чем о вас. Часто ответственность за то, чтобы преодолеть существующие несправедливые стереотипы общества, возлагается именно на тех, против кого эти стереотипы направлены, в то время как настоящее решение проблемы находится вне их контроля.
Например, как пишет психолог Дженнифер Шихи-Скеффингтон, людей, живущих в бедности, часто убеждают в силе позитивного мышления. Популярные программы учат их «брать себя в руки» или «мыслить масштабно». Однако реальность, как объясняет Шихи-Скеффингтон, такова, что когда люди испытывают финансовую неустойчивость, они сосредоточены на угрозах здесь и сейчас, а не на абстрактных устремлениях в будущее. Когда авторы популярных книг навязывают людям, живущим в бедности, якобы позитивный образ мышления, они упускают из виду структурные условия, которые подрывают те самые убеждения, что они стремятся привить. Невозможно «мыслить, как миллионер» если нет денег даже на базовые потребности.
Уверенность в себе приносит свои плоды: те, кто уверен в своей значимости и способностях, как правило, живут более счастливой, здоровой и успешной жизнью. Однако развитие уверенности в себе — дело непростое, оно требует не только личных усилий, но и создания среды, в которой будут благоприятные для этого условия.
Даже если укоренившиеся системные проблемы не могут быть решены сразу, многие люди уже в состоянии предпринять шаги по созданию среды, которая устраняет пробелы в уверенности. Например, руководители могут создать среду, которая донесет до сотрудников мысль о том, что каждый человек имеет потенциал для достижения успеха, чтобы на человека не смотрели сквозь призму вредных стереотипов. Аналогичным образом, учителя и родители могут создать среду, ориентированную на обучение, которая охватывает и развивает потенциал каждого ребенка. Если ребенку не хватает уверенности в себе, не пытайтесь повысить ее с помощью умственных упражнений. Вместо этого научите ребенка решать поставленные задачи, и уверенность в своих силах придет естественным образом.