Менее чем через час полета от побережья Гренландии Джулс Маунтин начал сомневаться в своем здравомыслии. Британский предприниматель завершал второй этап своей восьмидневной попытки стать первым человеком, совершившим перелет через Атлантику на легком вертолете Bell 505. «Мне пришлось лететь над ледяным туманом на высоте 14 500 футов, иначе на лопастях образовался бы лед, — рассказывает он, — Было минус 14 градусов по Цельсию, и из-за большой высоты я задыхался от нехватки воздуха. А потом я понял, что топлива у меня осталось на 30 минут».
Маунтин летел на вертолете из Монреаля в Гернси: путешествие длиной почти 4000 миль, включающее остановки для дозаправки среди замерших пустошей Северной Канады, Гренландии и Исландии. По его словам, он рискнул принять вызов, когда понял, что запас хода вертолета составляет 350 миль и что он может лететь только три часа без остановки. Это означало, что на самом длинном участке ему пришлось заправляться в середине полета.
«Моей предыдущей целью было путешествие на Северный полюс, но это казалось слишком легким, — рассказывает Маунтин. — Это было недостаточно опасно: тебя могут спасти в любой момент. В то время как в этом испытании — полет над айсбергами и лесами вдали от цивилизации — отказ двигателя означает смерть. И именно в этот момент происходит выброс адреналина. Именно в этот момент ты по-настоящему чувствуешь себя живым».
Маунтин, который также покорил Эверест, является одним из многих бизнесменов, принимающих участие в экстремальных приключениях по всему миру. Британский миллиардер Хэмиш Хардинг и пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд были среди пассажиров подводного аппарата Титан, который исчез в северной части Атлантического океана 18 июня. Созданное американской компанией OceanGate, которая занимается строительством и запуском глубоководных аппаратов, судно «Титан» отправилось в туристическую экспедицию изучения обломков «Титаника». 22 июня останки «Титана» были обнаружены дистанционно управляемым подводным поисковым аппаратом приблизительно в 500 метрах от обломков «Титаника».
Экстремальный туризм — это нишевая, но набирающая популярность отрасль. Появилось огромное количество компаний, которые организуют опасные приключения для очень богатых людей. Компания OceanGate начала предлагать поездки на борту «Титана» к месту крушения «Титаника» в 2021 году. Участие в последней злополучной экспедиции стоило 250 000 долларов за человека. Еще в 2018 году, на этапе контроля качества батискафа, возникли проблемы с безопасностью, в том числе вопросы об экспериментальной конструкции корпуса 6,7-метрового судна из углеродного волокна (обычно глубоководные подводные лодки имеют корпуса из металла) и отсутствии необходимой сертификации. Пассажиры прошлых лет также поделились подробностями о проблемах со связью, навигацией и поддержанием хорошей устойчивости судна.
В таких экстремальных приключениях работа организаторов, естественно, сопряжена с риском. Альпинист из Сиэтла Гаррет Мэдисон, владелец компании Madison Mountaineering предлагает заказные экспедиции на безымянные, непокоренные гималайские вершины. Он объясняет, что средний уровень смертности на Эвересте составляет 1 процент, это больше, чем среди военнослужащих США в последних конфликтах. «Находясь там ты встречаешься лицом к лицу с опасностью, именно это вызывает азарт, а он так притягателен».
После пандемии Мэдисон заметил, что число состоятельных людей, заказывающих индивидуальные экспедиции, увеличилось. «Один клиент в прошлом году выкупил поездку для восхождения на гору Винсон в Антарктиде за 200 000 долларов, — говорит он. — Это новейшая тенденция: миллиардеры хотят устроить себе собственное приключение с друзьями, они летят в Антарктиду на частном самолете. Это новый уровень».
Эти горные походы высшего класса, по словам Мэдисона, проходят с минимальным комфортом. По его словам, наибольшую роскошь он предлагает в базовом лагере на Эвересте: горячий душ, сеансы йоги и палатка с киноэкраном входят в число удобств, предлагаемых в рамках похода стоимостью 75 000 долларов. «Ребята, которые участвуют в моих приключениях, в конечном итоге хотят немного пострадать: так они чувствуют себя живыми. Иначе они остановились бы в каком-нибудь пятизвездочном отеле Four Seasons».
Однако существует и коттеджная индустрия роскошного экстремального туризма. Компания White Desert Antarctica предлагает первоклассное размещение вблизи Южного полюса за 15 000 долларов за ночь, с отапливаемыми, роскошно обставленными номерами и личным поваром. Хардинг также совершил это путешествие. «Хэмиш был настоящим другом White Desert на протяжении многих лет, — сказал в своем заявлении основатель компании Патрик Вудхед. — Он несколько раз ездил с нами в Антарктиду, в том числе с астронавтом Баззом Олдрином».
В таких компаниях, занимающихся экстремальным туризмом, безопасность, как правило, имеет высокую цену. Мэдисон утверждает, что его служба предлагает услуги экспертов-гидов и логистические ноу-хау, а также команды западных гидов и проводников из числа местной народности шерпа, которые инструктируют, помогают и ведут искателей приключений на высоте 8 000 метров над уровнем моря. Также предоставляются дополнительный кислород, хорошая еда и улучшенная связь. «Но вы можете совершить дешевое восхождение на Эверест с собственной палаткой и без гида, — говорит Маунтин. — Есть много операторов, которые предлагают самые простые услуги. И вот тогда это может стать действительно опасным. Вы остаетесь один на один с собой».
Компания OceanGate, похоже, совмещала оба подхода. Единственный туристический оператор, организующий экспедиции для осмотра «Титаника», и очень дорогие билеты. В то же время, условия внутри подлодки были далеко не роскошными, и погружение было сопряжено со значительным риском. В заключении об инциденте с компанией OceanGate упоминается, что «Титан» был заперт снаружи, оставляя тех, кто находился внутри, выживать на ограниченном количестве кислорода и полагаться на внешнюю поддержку, чтобы выбраться из подлодки даже после всплытия. Судно также управлялось с помощью модифицированного контроллера видеоигры. «Ни у кого, кто очутился на борту, не было иллюзий по поводу безопасности, — считает Маунтин. — В этом и привлекательность: затонувшее судно недоступно, опасно для посещения и окутано мифами. И очень немногие люди смогли увидеть его».
Грейс Лордан, доцент кафедры поведенческих наук Лондонской школы экономики, говорит, что опасные приключения заменили ищущим острых ощущений предпринимателям предметы роскоши. «Удовольствие и цель, как правило, определяют счастье, и раньше это было связано с материальными приобретениями и благотворительностью. Со временем умножение богатства все еще обеспечивает цель, но удовольствия достичь все труднее».
По словам Лордана, эго — важный фактор. «Предметы роскоши стали сегодня доступны широким массам. И всем нам порой хочется похвастаться в своем кругу. Поэтому предприниматели, которые, как правило, легче идут на риск, все больше хотят пережить малодоступный опыт». Лордан объясняет, что те, кто добился выдающихся успехов в создании крупных компаний, теперь хотят продвинуться в своей частной жизни.
Эти запоминающиеся приключения — восхождение на гору или пересечение океана — также являются способом для миллиардеров, многие из которых накопили свое богатство благодаря цифровым операциям, испытать свои физические возможности перед лицом смертельной опасности.
«В основном это мужчины от пятидесяти до шестидесяти, которым хочется почувствовать себя живыми, — объясняет Мэдисон. — Они хотят пройти через ледник Кхумбу или гребень зоны смерти Эвереста, а не просто сидеть за столом и следить, как накапливается их капитал. Чем ближе вы воспринимаете смерть, тем более живым себя чувствуете».
Маунтин завершил свой трансатлантический полет на вертолете в июле 2020 года. Это была самостоятельная поездка в разгар пандемии, организованная при содействии канадских, датских и исландских властей. На него не действовали ограничения пандемии как на пилота: «Это была безумная идея, но быть предпринимателем — значит быть очень целеустремленным. Ты хочешь раздвинуть границы и доказать, что ты не такой, как другие. И это было так захватывающе: когда я достиг Шотландии, я знал, что это финишная прямая, я ликовал!»
Трагическая гибель «Титана» подчеркивает, что по своей природе подобные экстремальные приключения подразумевают смертельную опасность. «Эти экспедиции всегда будут связаны с риском, — считает Маунтин. — А иначе все бы ими увлекались».