Я выросла в маленьком городке в Бразилии. Наша повседневная жизнь определялась ритмами рабочего дня семьи. Мой отец более трех десятилетий работал в ночную смену на местном заводе. Мы привыкли к тихим дням и оживленным ночам, замечая, как наша жизнь не совпадает с ритмом соседей.
После всех этих лет мое внимание к ночному времени как к отдельному, пригодному для жизни миру превратилось в исследовательский проект в рамках программы Mellon Fellow в Университете Макгилла. Затем это стало возможностью работать с местными органами власти и сообществами над политикой в области ночной жизни. С июня 2020 года по ноябрь 2022 года я была членом первого Ночного совета в Монреале, где внесла свой вклад в исследование данных и разработку политики управления ночным временем.
В попытках разобраться с ночным временем жизни у меня возникли два вопроса: как города должны распоряжаться временем после заката? В чем именно ответственность представителей власти? Это актуальные вопросы, более 50 городов по всему миру уже приняли новые формы управления в ночное время.
Сложная экосистема
Когда люди думают о ночном времени в городах, часто в голову приходит основной набор стереотипов. Это страх темноты, опасения за безопасность и нарушение тишины. Это период, благоприятный для вечеринок, незаконных действий и безрассудных поступков. Но есть и традиционные представления о ночи: тишина, сон и восстановление сил.
В больших городах многое было сделано для того, чтобы снять некоторые из этих страхов и обеспечить тишину, например, создание инфраструктуры освещения и принятие регулирующих правил по защите тишины. Однако ночная жизнь любого конкретного города гораздо сложнее.
В своем исследовании я проанализировала людей, виды деятельности, организации и сообщества, которые работают преимущественно в ночное время, формируя экосистему ночной жизни.
Некоторые культурные пространства и учреждения работают вечером и ночью, например, музеи, библиотеки колледжей и кафе. Есть рестораны и магазины, которые обслуживают клиентов круглосуточно. Если ночью произойдет несчастный случай, людям также необходим доступ к медицинской помощи. Роды тоже не ждут восхода солнца.
Уборка отходов и дорожные работы часто проводятся после наступления темноты, чтобы не мешать движению транспорта, и многие служащие выполняют работу по поддержанию эффективного функционирования городов, пока другие люди спят. Во многих городах мира общественный транспорт работает допоздна или ночью, а различные сообщества используют город после наступления темноты, чтобы собираться, учиться и исследовать, будь то собрания групп поддержки, вечерние школы или вечера открытого микрофона.
Изучать и управлять
К счастью, в последнее время политики и ученые стали уделять приоритетное внимание тем часам, когда города якобы спят. Амстердам стал первым городом, который официально признал ночь как пространство и время, требующее особого внимания со стороны выборных должностных лиц, граждан и государственных служащих.
После более чем 10-летней практики назначения неофициальных ночных мэров, Амстердам придал этой должности официальный статус, что положило начало бюрократической системе советов, департаментов и комиссий, занимающихся управлением городом после наступления темноты.
В сентябре 2017 года в Нью-Йорке было создано Управление ночной жизнью. В задачи этого управления входит рутинное регулирование внеурочных предприятий и выдача лицензий, а также решение таких вопросов, как например, проблема реновации бедных районов, которая приводит к повышению арендных цен, что ставит под угрозу культурные и общественные пространства, работающие в ночное время.
В Вашингтоне был создан офис по ночному управлению, в Бостоне недавно была учреждена должность «ночного царя», а в Атланте сформирован отдел ночной жизни.
Ночное управление в большей степени закреплено в странах с высоким уровнем дохода, но эксперименты и исследования проводятся и в экономически менее развитых странах. В 2022 году Богота присоединилась к Сети круглосуточных городов после публикации обширного отчета, подготовленного по заказу местных властей в 2019 году, чтобы помочь городским лидерам понять ночные потребности колумбийской столицы.
В других городах Латинской Америки, таких как Сан-Луис-Потоси в Мексике, есть самоназначенные ночные послы. Кали, третий по величине город Колумбии, запустил инициативу, в рамках которой были определены приоритеты жителей в ночное время.
В научных кругах также наблюдается стремление лучше понять ночь. Авторы манифеста ночного времени 2022 года пишут: «Ночная жизнь вдохновляет людей, формирует сообщества и оживляет города. Вместо бегства от настоящего, ночная жизнь дает нам возможность заглянуть в другую реальность». Возникла даже междисциплинарная область «исследований ночи», которая объединяет ученых — географов и историков.
Ответственное внедрение технологий
По мере того как города официально внедряют системы управления ночным временем, одна из основных проблем связана с ростом технологий наблюдения и использованием больших данных.
Муниципальные власти уже инвестируют в умные технологии, часто без должных границ, обеспечивающих защиту прав человека. Одним из наиболее спорных примеров является внедрение технологий распознавания лиц в общественных местах в Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе. Использование системы распознавания лиц на музыкальных фестивалях привело к общественным кампаниям за ее запрет.
На мой взгляд, стремление сделать ночь безопаснее не значит просто усилить наблюдение.
Было также доказано, что использование технологий наблюдения усиливает расовую и гендерную дискриминацию, поскольку они часто используют необъективные наборы данных и игнорируют исторически сложившееся неравенство. Существует долгая история ночного регулирования и полицейского контроля, которые были в большей степени направлены против меньшинств.
Однако при ответственном и осторожном использовании определенные данные могут стать полезным инструментом. Например, отслеживание передвижения в ночное время может помочь городам понять, куда может быть полезно направить больше ночного общественного транспорта. Очень важно обеспечить безопасность и чувство принадлежности жителей городов.
Поскольку все больше городов внедряют механизмы управления ночной жизнью, уроки, полученные в таких городах, как Монреаль, очень ценны и могут помочь процветанию таких семей, как моя, которые не работают по традиционному графику.