Site icon Идеономика – Умные о главном

Бен Хоровиц: Три качества, которые определяют настоящего лидера

Партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz Бен Хоровиц создал и успешно продал несколько крупных компаний и ведет популярный блог о лидерстве. В этом посте он пытается выяснить, рождаются ли великими лидерами или становятся.

Мы в фирме Andreessen Horowitz предпочитаем, когда компаниями управляют их основатели. Причин тому много. Поэтому мы проводим немало времени, обдумывая, какими чертами должен обладать CEO-основатель. Возможно, самый главный атрибут, необходимый CEO-основателю для успеха – это лидерство. Так что же такое лидерство, и как мы его видим в контексте работы CEO? Великими лидерами рождаются или становятся?

Большинство людей определяют лидерство примерно так же, как судья Верховного Суда Поттер Стюарт – порнографию: «Я узнаю ее, когда увижу».

Более точное определение дал бывший госсекретарь Колин Пауэлл: «Ты достиг совершенства как лидер, если люди следуют за тобой куда угодно даже из любопытства». Мы можем вывести это как показатель качества лидера: количество, качество и разнообразие людей, готовых за лидером следовать.

Так что же побуждает людей пожелать идти за лидером? Мы ищем три главные черты:

— Способность обозначить свое видение.

— Правильные амбиции.

— Способность реализовать свое видение.

Поговорим о них по порядку.

Способность обозначить свое видение – черта Стива Джобса

Способен ли лидер сформулировать интересную, динамичную и убедительную концепцию? И что еще важнее, способен ли на это лидер в тот момент, когда все разваливается? А еще конкретнее –если компания достигла момента, после которого с финансовой точки зрения сотрудникам нет смысла в ней работать, способен ли лидер продемонстрировать достаточно убедительное видение будущего, чтобы люди остались работать из чистого любопытства?

Я уверен, что величайшее достижение Джобса как лидера-провидца состояло в том, что он: а) убеждал так много талантливых людей оставаться с ним в NeXT долгое время после того, как компания потеряла свою новизну; б) и затем убедил сотрудников Apple принять его концепцию, когда компании оставались считанные недели до банкротства. Трудно себе представить другого лидера, способного быть таким убедительным, чтобы сделать это одно за другим, и вот почему мы называем это атрибутом имени Стива Джобса.

Правильные амбиции – черта Билла Кэмпбелла

Энди Гроув как-то заметил, что компании, чтобы она могла добиться своих целей, нужны чрезвычайно амбициозные менеджеры. Однако крайне важно, чтобы у этих менеджеров были «правильные амбиции»: стремление к успеху компании, а не к собственному успеху.

Одно из главных недоразумений, бытующих в нашем обществе, состоит в том, что якобы главой компании может стать только человек эгоистичный, безжалостный и бессердечный. На деле все наоборот, и понятно, почему. Главное, что должен сделать успешный CEO – добиться, чтобы на него работали действительно отличные люди. Умные люди не хотят работать на людей, которые не принимают их интересы близко к сердцу.

Большинству из нас встречались такие люди: блестящие, амбициозные, трудолюбивые менеджеры, на которых никто не хочет работать и которые в результате добиваются гораздо меньшего, чем можно было бы ожидать.

Настоящие лидеры создают среду, в которой сотрудники чувствуют, что CEO гораздо больше волнуют сотрудники, чем он сам. В такой среде происходит потрясающая вещь: большая масса сотрудников уверены, что это ИХ компания, и действуют соответственно. Когда компания становится еще больше, эти сотрудники превращаются в систему контроля качества для всей организации. Они задают стандарты работы, которым должны следовать все новые сотрудники. «Эй, тебе стоит получше поработать над этой табличкой – ты же портишь дело моей компании».

Я называю эту характеристику чертой Билла Кэмпбелла. Лучше Билла в этом нет. Если вы поговорите с людьми, работавшими в одной из многих компаний, которыми управлял Билл, они называют их «моя организация» или «моя компания». И во многом он был столь силен в этом аспекте лидерства потому, что он совершенно искренен. Он с радостью пожертвует своими экономическими интересами, своей славой и своим вознаграждением ради своих сотрудников. Когда говоришь с Биллом, чувствуешь, что ты и твое мнение ему очень небезразличны – потому что так и есть. И все это проявляется в его поступках и влияет на все остальное.

Способность реализовать видение – черта Энди Гроува

Последняя ножка нашего стула лидерства – это попросту компетентность. Если я соглашаюсь с видением лидера и верю, что его заботит моя судьба, то считаю ли я при этом, что он действительно способен добиться желаемого? Пойду ли я за ним в джунгли, не имея карты, и доверю ли ему вывести меня оттуда?

Я называю это чертой Энди Гроува. Энди всегда будет для меня образцом компетентного CEO. Он написал диссертацию по инженерному делу, написал лучшую книжку по менеджменту, что мне доводилось читать, и неустанно оттачивал свое мастерство. Он не только писал замечательные книги по менеджменту, он еще и преподавал менеджмент в Intel во время своей работы там.

В своей классической книге «Выживают только параноики» Гроув подробно рассказывает о том, как руководил драматическим превращением Intel из компании по производству памяти в микропроцессорную компанию. Занимаясь этим, он отказался почти от всех доходов, какие имела компания. Он скромно отмечает, что другие сотрудники компании пришли к правильному выводу раньше него, но заслуга быстрого успешного преобразования компании принадлежит именно Гроуву.  Сменить ключевое направление бизнеса в тот момент, когда вашей компании уже 16 лет, когда это крупная публичная компания – это вызывает массу вопросов. Энди описывает случай с одним из своих сотрудников:

«Один из них агрессивно нападал на меня: «Значит ли это, что вы можете представить себе Intel, занимающуюся не производством памяти?» Я сглотнул и сказал: «Да, думаю, что могу». Разразился ад».

Хотя Энди шокировал многих из лучших своих сотрудников этой радикальной стратегией, в конце концов компания доверилась ему. Они доверили ему перестроить компанию заново и заложить в ее фундамент совершенно новый бизнес. И это доверие оказалось весьма оправданным.

Так что, великими лидерами становятся или рождаются?

Давайте рассмотрим все эти качества.

Демонстрация видения. Нет сомнений, что одни люди лучше других рассказывают истории. И все же верно и другое: каждый человек может стать заметно лучше в этом деле, если сосредоточится на этом и будет упорно над собой работать. Все CEO должны работать над концептуальной составляющей лидерства.

Умение увязывать интересы. Я не уверен, что навыку Билла Кэмпбелла невозможно научиться, но я практически уверен, что ему невозможно учить. Из трех перечисленных качеств это больше всего вписывается в категорию «врожденных, а не приобретенных».

Способность добиваться задуманного. Этой черте однозначно можно научиться. Возможно, именно поэтому Энди Гроув был столь нетерпим к некомпетентности. И на деле уверенность в себе порой оказывается врагом компетентности. CEO никогда не должен чувствовать себя настолько уверенным, чтобы перестать совершенствовать свои навыки.

В конечном счете некоторые атрибуты лидерства можно усовершенствовать больше, чем другие, однако каждый CEO должен работать над всеми тремя.

Оригинал поста — bhorowitz.com/2010/03/14/notes-on-leadership-be-like-steve-jobs-and-bill-campbell-and-andy-grove/

Exit mobile version