Бен Шиллер — автор FT и Fast Company.
Автомобили занимают огромное место в нашей жизни, а значит, многое изменится, когда компьютеры будут водить их за нас. Самоуправляющиеся машины — это удобнее, но это будет означать и фундаментальный сдвиг в организации нашего времени и в нашей городской жизни.
Новый доклад исследовательской фирмы Sparks & Honey рассматривает некоторые далеко не очевидные последствия этого сдвига. Вот шесть идей, которые CEO компании Терри Янг и директор по культурной стратегии Сара Даванцо выбрали из него (да, есть такие компании, где есть директор по культурной стратегии).
Урбанизация наоборот
В последние несколько десятилетий жизнь смещалась в города — как по необходимости (у нас кончается место), так и в силу личного выбора (люди заново открывают для себя удовольствия городских центров). Могут ли самоуправляющиеся автомобили развернуть этот тренд? Авторы доклада считают, что да, в основном потому, что тогда добираться до работы будет не так нудно, как сегодня. Если во время поездки можно смотреть телевизор, люди будут готовы проводить больше времени в машине в обмен на возможность дышать свежим воздухом в своем доме в сельской местности.
Конец парковок
Сегодня города должны обеспечивать массу парковочных мест. Но что, если машины начнут парковаться сами? «Если машина может выехать из города, она не будет использовать дефицитное место в центр, — говорит Даванцо. — И внезапно пространство, отведенное для паркингов, может использоваться в других целях. Нам кажется, что его можно вернуть людям — превратить в парковые зоны».
Машины как «третье место»
В 1990-х многие комментаторы заговорили о «третьем месте» — третьем после наших домов и офисов. (Недавно таким «третьим местом» стали называть магазины.) Авторы доклада считают, что машины приобретают именно такую роль. Они превратятся из средства передвижения между точками А и Б в места, где мы занимаемся сексом, принимаем лекарства и получаем образование. В окна машин будут встраиваться технологии дополненной реальности, распознающей объекты окружающего мира, что позволит детям больше узнавать о них.
Модульные автомобили
Модульный дизайн проникает во все отрасли — вспомните свежие идеи смартфонов в стиле Lego. Может, машины — следующие? Они могут снабжаться модульными деталями интерьера, которые мы вставляем и заменяем. «Нам будут нужны разные ощущения в разное время: когда-то это будет мобильный офис, когда-то центр развлечений, когда-то среда, подстроенная под детей, — говорит Янг. — Концепция модульности и «третьего места» полностью меняет представления производителей о роли машин в нашей жизни».
Каршеринг
Автономные машины укрепят возможности шеринга. «Машины могут организовывать его самостоятельно», — говорит Янг. Это снизит число машин в городе, уровень загрязнений и пробок. Одно исследование MIT показало, что Сингапур может обойтись всего лишь 300 000 используемыми совместно автомобилями.
Профессии будущего
В докладе обозначены 10 новых профессий, которые могут появиться благодаря революции автономных автомобилей. Среди них «этические программисты», которые задают для машин алгоритмы (а те должны быть этичными, потому что в чрезвычайной ситуации автомобилю придется, например, «решать», что лучше — столкновение с одной машиной или с другой). Другая профессия — специалисты по разметке, которые наносят на дорогу линии, чтобы помогать автономным машинам управлять своим движением. «Дорожное строительство становится гораздо более технически продвинутым», — говорит Даванцо.
Целиком доклад можно прочесть здесь.