В монотонном и комфортном мире люди часто занимаются замещающими видами деятельности для удовлетворения своих первобытных желаний. Таков «парадокс усилий», который предполагает, что мы находим ценность в преодолении трудностей. Прилагая усилия и стремясь к трудностям, мы можем почувствовать более глубокую связь со своей природой.
Броуд преследует зверя, крепко сжимая копье, дыша медленно и ровно. Из укрытия он видит огромные зубы и мускулы зверя. Это будет сложная охота. Возможно, она станет для него последней. Прогоняя страх, Броуд выпрыгивает из кустов и со всей силы вонзает копье в спину зверя. Тот издает первобытный рев и с дикой энергией крутит головой. Острые когти вонзаются в бедро Броуда, но рана неглубока, и Броуд отступает назад, чтобы посмотреть, как убитое животное истекает кровью. Охота окончена.
Прошло 200 000 лет, и вот вы читаете эту статью. Вам комфортно и тепло, у вас есть хорошая кровать, в которую можно забраться. Неподалеку есть продуктовый магазин с огромным разнообразием продуктов. У вас есть антибиотики, холодильник и телевизор. Никогда за всю историю человечества людям не было так комфортно.
Но человеческий дух закаляется не лежанием на диване. Изобретательность Homo sapiens развивалась не в залах заседаний со стеклянными стенами. Наши огромные резервы храбрости, стойкости и силы не были созданы для того, чтобы посылать анонимные угрозы незнакомцам через Twitter. Мы — это вид, ищущий приключений в мире, где приключения могут быть слишком опасными.
Склонность к трагедии и влечение к смерти
Есть нечто, что не совсем подходит людям. Другие животные стремятся найти постоянство в порядке вещей. Они ищут идеальные условия и довольствуются тем, что есть, пока эти условия не изменятся. Люди же не любят стоять на месте. Даже в условиях, созданных для того, чтобы сделать нашу жизнь как можно более комфортной, мы неспокойны.
Зигмунд Фрейд назвал это «влечением к смерти». Часть нас самих нуждается в самосаботаже и войне. Это странное желание разбить песочный замок или увидеть, как самая счастливая пара распадется. Эта часть человеческой натуры хочет лгать, обманывать, оскорблять, обижать, а потом смотреть, как горит мир, просто потому, что так интереснее. Для философа Славоя Жижека это желание взорваться (или вспыхнуть) является отличительной чертой свободы или, по крайней мере, потребности чувствовать себя свободным. Как он пишет, «стремление к смерти» как структура самосаботажа представляет собой минимум свободы, поведения, не связанного с утилитарной установкой на выживание.
Люди — недовольные всем провокаторы. Нам нужен враг, нам нужно что-то сломать. Но, по словам Ницше, в мирное время воинственный человек нападает на самого себя. Если у нас нет конфликта или проблемы в жизни, то мы создаем их. Когда нечего разрушать, мы разрушаем себя. Когда все благополучно и идеально, мы не можем не испортить все. Что за странные создания — люди.
Замещающая активность
Идея заключается в том, что в нас есть энергия охотника, которая остается нереализованной в современном мире. Именно эта энергия часто приводит к тому, что называется «замещающей деятельностью». Аристотель писал: «Человек — это зверь, ищущий цель. Его жизнь имеет смысл только в том случае, если он стремится к своим целям». И вот, когда изначальные цели нашей природы отвергнуты (когда мы больше не можем потакать своим первобытным, низменным желаниям) мы изобретаем искусственные. В отсутствие реальных проблем мы придумываем новые.
Например, люди могут увлечься видеоиграми, чтобы найти приключения, которых нет для них в реальной жизни. Кто-то может заниматься вязанием или рукоделием, чтобы компенсировать недостаток продуктивности в других сферах жизни, например, на работе. Мы можем смотреть или заниматься спортом, который позволяет (и поощряет) первобытный дух соперничества и агрессии. Человек может наслаждаться определенными телевизионными программами, потому что они предлагают захватывающее бегство от блеклой, скучной реальности, которую мы создали.
«Замещение» — это социально приемлемый способ выпустить ту энергию в мире, что оказалась под запретом.
Чувство силы
В своей книге «В диких условиях» автор Джон Кракауэр писал: «[Как] важно в жизни не обязательно быть сильным, но чувствовать себя сильным, хотя бы раз испытать себя, [и] хотя бы раз найти себя в самом древнем из человеческих состояний». Его идея перекликается с главным постулатом философии Ницше: «Все живые существа обладают «волей к власти». Все мы в глубине души хотим просто быть сильными. Люди хотят добиться своего, но только после испытания. Нам нужно проверить себя и выйти на первое место.
Существуют свидетельства, подтверждающие эти слова. Люди, бросающие вызов сами себе реже страдают от депрессии и тревоги. Между тем, «парадокс усилий» гласит, что, хотя мы склонны выбирать более ленивый и легкий вариант, мы почти всегда получаем удовольствие от более сложных задачек. Альпинисты наслаждаются восхождением, потому что борьба делает цель более полезной, чем полет на вертолете к вершине. Заработанные деньги ощущаются более ценными, чем подаренные.
Интересно, что мы ценим не только результат усилий (например, мебель, которую собрали своими руками), но и усилия сами по себе. Альпинист Келли Кордес называет это развлечением «второго типа»: нечто, «что ужасно, пока оно происходит, но потом это весело вспоминать». Очень многие вещи могут быть неинтересными в данный момент, потому что они связаны с трудностями и преодолением. Тем не менее мы с нежностью вспоминаем такие моменты исключительно из-за этих усилий.
Итак, у каждого из нас есть потребность испытывать себя. Удовольствие от усилий не ограничивается очевидной радостью победы. Существует также не поддающееся определению удовольствие от самого процесса борьбы. Это факт, о котором нам стоит помнить, когда в следующий раз нам предложат более легкий или более трудный вариант. Да, это может показаться слишком трудным, но большую часть времени это усилие будет приносить вам глубокое удовлетворение. В замещающих действиях, направленных на борьбу, мы можем почувствовать себя более человечными.