Site icon Идеономика – Умные о главном

Часы vs задачи: как лучше структурировать свой день

Фото: https://www.semtrio.com/

Первыми в мире механическими часами были башенные, созданные в Европе в эпоху Возрождения – примерно с 1270 по 1300 год. У этих часов еще не было ни циферблата, ни стрелок, а время они обозначали ударами колокола. Эти колокола мы все еще можем слышать во многих уголках по всему миру. Тогда люди имели некоторое представление о времени суток, но только в общих чертах. Колокола в основном использовались для того, чтобы извещать людей о коллективных мероприятиях – церковных службах, похоронах, городских собраниях и т. д.

В конце 1700-х годов для измерения времени было создано новое устройство, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня. Оно определяло время с точностью до часов, минут и секунд. В результате люди стали вести и организовывать себя иначе, чем раньше. Промышленная революция – лучший пример того, как люди начали использовать часы, работая на конвейерах сменами. Их приходом и уходом отмерялся рабочий день. Общественный транспорт развивался там, где часы определяли, когда поезд прибыл на станцию и покинул ее. В общем, целью было повышение эффективности, и часы оказались отличным инструментом для ее достижения. Однако деление дня на часы и минуты предполагает и то, что каждая минута должна быть учтена, и это может сильно ограничивать.

Мир, управляемый часами

Вернемся в 2023 год. Часы повсюду – от мобильных устройств, которые всегда с нами, до сложных спортивных гаджетов, показывающих не только время, но и пульс, и количество сожженных калорий. При этом мы живем в обществе, где ценится не только свободное от работы время, но и сама идея о необходимости периодического отдыха для самоподзарядки и большей продуктивности. Однако многие из нас и свое свободное время планируют с помощью часов.

И это своего рода оксюморон. Поскольку вся цель перерыва в работе и отдыха состоит в том, чтобы не быть эффективным или ответственным за каждую секунду. Когда кто-то нуждается в перезарядке, он хочет остановиться, поразмышлять, побыть в моменте. Но, продолжая разбивать день на часы и минуты, мы лишь превращаем наше «свободное время» в еще одну задачу, которую нужно выполнять эффективно и «вовремя». В культуре, одержимой своевременностью, иным способам контроля нашего времени не остается места.

Оказывать влияние или быть эффективным

В исследовании, которое мы провели, участникам было предложено разбить свой день либо по часам и минутам, либо по задачам, которые им нужно было выполнить в этот день. Затем измерялось то, как использование этих двух разных способов определения дня влияло на их чувство благополучия и контроля над своими действиями.

Полученные результаты были весьма неожиданными. Основное предположение заключается в том, что люди, пунктуальные и структурирующие свой день на основе единиц времени, в большей степени контролируют собственные действия и более собраны, чем те, кто определяет свой день исходя из задач, в результате чего непонятно, когда их день начинается и заканчивается. Однако наше исследование дало обратные результаты.

Те, кто планировал свой день на основе единиц времени, сообщали о меньшем чувстве контроля над собственными действиями и большую часть полученных результатов приписывали удаче или стечению обстоятельств (например, «Я хорошо сдал экзамен, потому что мне повезло, это было легко»). Те же, кто планировал его исходя из выполнения задач, сообщали о более сильном чувстве контроля и результаты приписывали в основном себе (например, «Я хорошо сдал экзамен, потому что серьезно учил вопросы и потому знал ответы на большинство из них»).

Мы пошли дальше и исследовали, как тип определения дня, влияющий на чувство контроля, сказывается на тех действиях человека, которые способны принести пользу окружающей среде или обществу, например, вклад в уменьшение глобального потепления или пожертвование денег на благотворительность. И снова получили неожиданные результаты.

Те, чей день определялся единицами времени, сообщали о меньшей готовности жертвовать по сравнению с теми, чей день определялся задачами. Кроме того, участники, использовавшие время и вынужденные по нашему настоянию выбрать для пожертвования благотворительную организацию, ее целями (на что пойдут деньги) интересовались меньше, а ее результатами (влияние и эффективность) больше. Те же, кто игнорировал время и стремился к выполнению задачи, целями благотворительных организаций (например, пожертвования на исследования рака, борьбу против бедности, неграмотности и т. д.) интересовались не меньше, чем их результативностью.

Возвращение к корням

Люди, которые используют часы, вероятно, более эффективны в выполнении задач, но они находятся в меньшей гармонии со своими эмоциями и способностью быть в моменте. Использование постороннего механизма для управления своим миром заставляет их и внешний мир видеть как случайное, хаотичное место, где их усилия не влияют на результат, поэтому какой смысл жертвовать, если это всё равно ничего не изменит. Люди, руководствующиеся в течение дня внутренним чувством («Выполнена ли задача? Могу ли перейти к следующей?»), видят в мире больше общности и причинно-следственной связанности и поэтому верят, что пожертвования могут изменить ситуацию.

Быть более эффективным и добиваться целей – такая стратегия, возможно, хорошо подходила индустриальному времени 19 и 20 веков. Но в современности особое значение придается связям между людьми и тому влиянию на окружающую реальность, которое могут оказать действия отдельного человека, а также возможности остановиться и перевести дух. Всё это больше подходит миру, где люди меньше используют часы и сами управляют своим чувством времени, подобно тому, как это было до изобретения первых механических часов.

Источник

Exit mobile version