Сможем ли мы попрощаться с газлайтингом? Уверенности в этом нет. Кажется, это явление встречается всюду. Совсем недавно этот термин появился в интервью с принцем Гарри, в его мемуарах, в постоянных публикациях в прессе и в документальном фильме «Гарри и Меган», в котором принц заявляет об институциональном газлайтинге со стороны Букингемского дворца. «Мне сложно даже представить, через что пришлось пройти в одиночку моей матери в те годы», — говорит Гарри. Для него факт институционального газлайтинга является чем-то выходящим из ряда вон: «Вот почему все, что случилось с нами, было предопределено. Когда говоришь правду власти, они реагируют именно так».
Термин «газлайтинг» известен всем, словарь Merriam-Webster даже назвал его словом 2022 года. Это понятие освещалось в мини-сериале «Изобретая Анну», документальном фильме «Плохой веган» и политическом триллере «Газлит». Общественность также начинает осознавать, что такое газлайтинг: одна женщина призналась мне, что почувствовала себя свободной, когда узнала, что у той формы насилия, которой она подвергалась в браке, есть название.
Газлайтинг как форма эмоционального насилия возникает, когда психологические манипуляции одного человека заставляют другого усомниться в восприятии реальности. Газлайтинг может происходить между двумя людьми в любых отношениях, например, в романтическом партнерстве или в профессиональном контексте. Это может произойти даже между врачом и пациентом (медицинский газлайтинг). Обычно это происходит при дисбалансе власти: тот, у кого ее больше, может стать газлайтером, а тот, у кого меньше — подвергается риску стать жертвой.
Газлайтинг также может происходить на культурном, политическом или институциональном уровне. Борьба за власть или дисбаланс сил — это качество, которое присуще всем сценариям газлайтинга. Я недостаточно близко знакома с ситуацией, чтобы подтвердить или опровергнуть существование газлайтинга в данной ситуации, но принц Гарри утверждает, что королевская семья злоупотребляет своим авторитетом, участвуя в институциональном газлайтинге. В частности, в финале сериала особое внимание уделяется отношениям королевской семьи с прессой, и, возможно, именно эта проверка реальности помогла принцу Гарри выявить газлайтинг.
«Они охотно лгали, если нужно было защитить моего брата, — говорит Гарри, — но не торопились сказать правду, чтобы защитить нас». Меган добавляет: «Меня не бросили к волкам. Меня просто им скормили».
Было ли это действительно газлайтингом?
После выхода сериала последовал шквал запросов в Google об институциональном газлайтинге, а в СМИ появились мнения о том, насколько реальны эти обвинения.
Важно помнить, что газлайтинг возникает не в каждом споре или межличностном конфликте. Два человека могут не соглашаться друг с другом, при этом каждый из них занимает сильную позицию и в равной степени участвует в споре. Люди могут выражать свое мнение резко, а иногда и оскорбительно, по-своему интерпретировать один и тот же набора фактов; это тоже не газлайтинг. Даже когда один человек отвергает точку зрения другого и вместо этого хочет навязать свою, газлайтинга может и не быть. Конфликты могут перерасти в газлайтинг, если один человек со временем будет настолько настойчив, что другой начнет сомневаться в себе. Дисбаланс сил в отношениях обычно позволяет газлайтеру подрывать самоощущение жертвы. Основными компонентами газлайтинга являются не задетые чувства или оспариваемые точки зрения, а необходимость контролировать, манипулировать и использовать власть.
Истина о газлайтинге, которую, наверное, сложнее всего принять — это то, что нужны двое. Но в этом и заключается ваша свобода и выбор. Газлайтер обвиняет или лжет, чтобы заставить другого человека усомниться в восприятии реальности. Эти попытки становятся газлайтингом, только если второй человек верит в это измененное повествование, иногда просто смиряясь с ним. Человек принимает положение жертвы, когда чувствует неуверенность в себе, задается вопросом, не сошел ли он с ума, избегает будущих разногласий и принимает взгляд газлайтера на реальность вместо собственного.
Печальная правда о газлайтинге заключается в том, что он гораздо более распространен, чем мы предполагаем или знаем. И сегодня он считается динамикой отношений между двумя людьми, группами людей или институтами власти, потому что это стратегия, направленная на контроль или манипулирование другими для собственной выгоды.
В случае утверждений Гарри, если бы он и Меган подвергались институциональному газлайтингу, королевская семья на системном уровне пыталась бы заставить их поверить в реальность, отличную от той, которую они переживают или наблюдают. Это сложно.
Представьте себе всю сложность отношений внутри семьи, а затем отношения этой семьи с институтом королевского дома, который, как многие, наверное, знают, получил прозвище «Фирма» еще во времена короля Георга VI, отца Елизаветы II. Британская пресса и таблоиды оказали влияние на семью и на «Фирму». Опять же, все сложно. И эта сложность порождает противоречивые интересы, иногда приводящие к тому, что для всех становится ясно, кто «наверху», а кто «внизу». Через эту призму кто-то часто оказывается злодеем. На этот раз это Меган.
Принц Гарри использовал принцип «говорить власти правду», когда ответил британской монархии. Эта концепция — ненасильственная политическая тактика, которую диссиденты используют для противостояния пропаганде и власти деспотичных или авторитарных правительств.
Правда заключается в следующем: никто, против кого применяют газлайтинг, не должен просто «принять это». Знание — это сила. Если вы страдаете от газлайтинга и смогли его распознать, то иногда необходимо уйти, чтобы вернуть себе свою жизнь.