Site icon Идеономика – Умные о главном

Сон в офисе: культура трудоголизма возвращается

Фото: moublierpas/Flickr

Илон Маск продвигает культуру работы, ориентированную на напряженный многочасовой рабочий день.

После прихода Маска в Twitter возвращение в офис приняло весьма суровый оборот: одна сотрудница опубликовала твит «#SleepWhereYouWork» после того, как ее фотография в спальном мешке и в маске для глаз стала вирусной.

Не так давно Маск разослал своим новым сотрудникам электронное письмо, в котором попросил их взять на себя обязательство работать «долгие часы» с «высокой интенсивностью» и быть «чрезвычайно хардкорными», если, конечно, они хотят работать с ним и дальше. Сотрудники обанкротившейся компании FTX также провели несколько ночей в офисе, следуя примеру своего руководителя Сэма Бэнкмана-Фрида.

Акцент на необходимости проводить личное время в офисе и жертвовать собой ради работы — это разворот от культуры Кремниевой долины, которая первой приняла постоянную удаленную работу и стала продвигать варианты вроде четырехдневной рабочей недели. Эксперты говорят, что смена курса может означать больший стресс, выгорание и даже экзистенциальный кризис для многих сотрудников.

«[Суть идеи] в том, что работа — это уже не просто работа, — объясняет автор книги «Work Pray Code» Кэролин Чен. — Работа — это смысл жизни, она дает вам цель и идентичность. Это источник вашей принадлежности чему-либо».

По словам Чен, ставя работу превыше всего, люди не только получают возможность доказать, какие они крутые, но и становятся частью особого «братства».

Маск отменил требование о возвращении в офис после того, как многие сотрудники Twitter предпочли уйти, а не работать в новых условиях. Теперь, по его словам, они могут продолжать работать удаленно, если их руководитель считает, что они вносят «весомый вклад».

В последние годы хастл-культура, воспевающая трудоголизм, получила дурную славу. Но Кремниевая долина — это место, где зародились многие подобные представления. Компании имеют долгую историю, восхваляющую ночные бдения или выходные в офисе как ключ к разгадке убийственной идеи стартапа, новой функции или заключению сделки.

Этот стиль работы продвигали и Стив Джобс, и бывший генеральный директор Uber Трэвис Каланик. Они полагали, что такая обстановка способствует инновациям. До прихода в Twitter Маск заставлял работников Tesla выходить на изнурительные 12-часовые смены, чтобы уложиться в сроки производства. А сам он прославился тем, что спал на полу фабричного цеха. На этой неделе он заявил, что спит и в офисе Twitter.

Такие удобства в технологических компаниях, как бесплатная еда и настольный футбол, были направлены на то, чтобы никогда не покидать офис. В некотором смысле, эти привилегии помогали работникам балансировать между занятостью и личной жизнью, поскольку они могли заниматься спортом  и даже стирать в офисе.

Работники-миллениалы, уставшие от «герлбоссов» и «технобратства», выступили против некоторых из этих тенденций. Теперь несколько технологических лидеров снова трубят о поддержке этой идеологии.

На рабочих местах в Кремниевой долине сон в офисе часто считался почетным знаком. Опальная основательница Theranos Элизабет Холмс часто публично упоминала о своих привычках сна: хвасталась, что может работать долгие дни, поспав всего четыре часа.  Точно так же и Банкман-Фрид говорил, что ему требуется всего лишь четыре часа сна в кресле-мешке. Такие компании, как Google и Uber, выделили сотрудникам место для отдыха, установив в своих офисах капсулы для сна. Они надеялись, что предоставление работникам места для отдыха повысит производительность труда.

Эстер Кроуфорд, директор по управлению продуктами Twitter, ретвитнула фотографию, сделанную одним из ее коллег, на которой она спит в спальном мешке на полу офиса. «Когда ваша команда работает круглосуточно, чтобы уложиться в сроки, иногда вы #SleepWhereYouWork», — написала она.

Теперь и другие представители компании высказываются в соцсети, вызывая жаркие споры.

«Для многих работа — это зарплата, которая позволяет заботиться о себе и своих семьях, — написал инвестор Джейсон Калаканис, который помогает Маску управлять Twitter. — Лишь для немногих счастливчиков это миссия и подлинная страсть. Я смирился с этим, и основатели компаний тоже должны смириться».

А некоторые считают, что идеального баланса между личной и профессиональной жизнью не найти.

В последние годы технологические компании, похоже, отошли от продвижения этой культуры, вместо этого демонстрируя такие преимущества, как возможность работать из любого места, введение четырехдневных рабочих недель и инвестиции в инициативы по охране психического здоровья. Во время пандемии многие компании уделяли особое внимание здоровью и благополучию и поощряли баланс между работой и личной жизнью, чтобы уменьшить выгорание.

Twitter был одной из первых компаний, перешедших на постоянную удаленную работу всего через пару месяцев после начала пандемии. А бывший генеральный директор Джек Дорси ежегодно проводил 10-дневные медитационные ретриты за границей и рассматривал возможность переезда в Африку, прежде чем изменить свои планы из-за пандемии.

Однако экономика оказывает на технологическую отрасль такое давление, которое может заставить компании обходиться меньшими средствами. Наряду с Twitter и другие технологические компании уволили десятки тысяч работников. И многие руководители заявили, что планируют сократить или отменить дополнительные расходы.

«Рост должен обеспечиваться небольшой командой, особенно в условиях такой неопределенности на рынке, — считает Кайл Стэнфорд, ведущий аналитик по венчурному капиталу исследовательской компании PitchBook. — К сожалению, это приведет к тому, что требования к сотрудникам увеличатся».

В своем недавнем твите базирующаяся в Сан-Франциско венчурная фирма Founders Fund заявила, что она собирается инвестировать в компании «которые верят в будущее работы», определив этот термин как включающий в себя такие вещи, как работа в офисе, вера в «на самом деле работать необходимо много», и сосредоточенность на заработке денег.

Недавние заявления Маска в сочетании с переломными тенденциями в технологической экономике также могут дать большему количеству компаний возможность сильнее давить на сотрудников.

«Следует помнить, что Кремниевая долина — это своего рода экосистема, — утверждает Чен. — Компании конкурируют друг с другом. Поэтому они будут пристально наблюдать за Twitter».

Крис Райс, партнер расположенной в Сан-Франциско фирмы Riviera Partners, занимающейся подбором персонала для стартапов, говорит, что у работников технологической сферы все еще есть выбор, и им следует задавать вопросы о том, чего от них ждут, а также сообщать о своих желаниях. Но если они ищут легкую, необременительную работу, их может ждать разочарование.

«Современная ситуация на рынке заставит компании затянуть пояса, — говорит он. — Кандидатам стоит понять, что о роскоши, к которой они привыкли за последние годы, можно забыть».

Источник

Exit mobile version