Сегодня мы много слышим о глобальном изменении климата и бедствиях, которыми оно грозит в ближайшем будущем. В течение нескольких десятилетий значительная часть человечества, главным образом в южных странах, будет регулярно страдать от повсеместного голода и острой нехватки воды, поскольку резкие изменения окружающей среды угрожают сохранности государственных механизмов во многих странах. В совокупности эти изменения приведут к массовой миграции и вызовут катастрофические кризисы, связанные с беженцами. Многое из этого уже знакомо. Но с достаточной уверенностью можно предсказать, что такие изменения почти наверняка будут иметь и религиозные последствия с точки зрения разжигания конфликтов между конфессиями, а также возникновения новых движений и, возможно, даже целых новых религий.
Почему кто-то утверждает такое? Потому что катастрофы, связанные с климатом, по-разному обрушивались на мир в несколько предыдущих эпох, будь то гигантские извержения вулканов или внезапные изменения интенсивности энергии, выделяемой солнцем. В отличие от изменения климата, которое мы сейчас переживаем, этот прошлый опыт был преходящим и временным. Но какими бы ни были причины, эти события были глубоко травмирующими и в каждом случае приводили к массовым и широкомасштабным религиозным преобразованиям. А разве могло быть иначе?
Люди снова и снова описывали климатические колебания в религиозных терминах, через язык апокалипсиса, второго пришествия и суда. Часто такие эпохи также были отмечены масштабными изменениями в природе религии и духовности. Это не означает, что климатические условия непосредственно были причиной таких вспышек или течений. Скорее, они создавали атмосферу, в которой могли проявиться эти изменения, и по историческим меркам это происходило внезапно. В зависимости от обстоятельств реакция на климатические изменения может включать стремительный рост религиозной страсти и приверженности, возбуждение мистических и апокалиптических ожиданий, волны религиозных преследований и гонений или порождение новых движений. Во многих случаях такие реакции несли долгосрочные последствия, вплоть до фундаментального изменения конкретных религиозных традиций.
Из тех эпох возникли страстные секты — одни политические и теократические, вторые возрожденческие и восторженные, третьи — милленаристские и подрывные. Движения и идеи, возникающие в таких условиях, зачастую существуют многие десятилетия и даже становятся привычной частью религиозного ландшафта, хотя — в связи с тем, что их происхождение приходится на определенные моменты кризиса — они все чаще остаются в далекой памяти. Разжигая конфликты и провоцируя гонения, которые определялись религиозными терминами, такие эпохи перекраивали религиозные карты мира и создавали глобальные концентрации верующих, которые мы знаем сегодня.
Четыре климатические катастрофы, изменившие религию
В моей книге «Климат, катастрофа и вера» я выделяю четыре таких трансформационных эпохи, которые все вместе создали множество религиозных реалий, известных нам сегодня . Первая из них — начало XIV века, особенно период между 1310 и 1325 годами, время резкого глобального похолодания, ознаменовавшего начало Малого ледникового периода. Общества по всему миру переживали времена шокирующей паранойи и заговоров. Это привело к кровавым преследованиям меньшинств и инакомыслящих, которые вылились в чистки и изгнания в ужасающих масштабах.
Целые народы пережили горькие времена изгнания и переселения, и эти изменения во многом способствовали появлению знакомых нам карт великих религий и их географической концентрации. Это было время, когда большая часть еврейского населения была изгнана из Западной Европы на восточные окраины континента, где их потомки оставались вплоть до прошлого века. Тем временем на Ближнем Востоке христиане были низведены до положения презираемого меньшинства.
Около 1560 года Малый ледниковый период вступил в новую жестокую холодную эру, когда социальная напряженность угрожала сохранности социальных и политических порядков.
Возникавшие в результате беспорядки и недовольство принимали различные формы, но особенно ярко они проявились в одной печально известной форме социальной паранойи: охоте на ведьм, которая достигла своего пика в Европе. В то же время 1560-е годы стали свидетелями резкой религиозной трансформации внутри христианства, затронувшей как католическое, так и протестантское его измерение. Быстро растущее кальвинистское движение представляло собой революционное течение, грозившее почти в одночасье разрушить древние религиозные обычаи. С другой стороны, реформированный и реструктурированный католицизм стал столь же бескомпромиссным и конфронтационным — сопоставимая вера кризиса. Христианский мир вступил в новый и гораздо более суровый период поляризации, когда революционные религиозные изменения вызывали ожесточенные войны.
Третья эпоха охватывает период с 1675 года до конца XVII века – это один из самых холодных и разорительных периодов Малого ледникового периода, эпоха смертоносного голода. Восстания, революции и гражданские войны множились, провоцируя более масштабную борьбу, которая привела к резкому ослаблению ислама как силы в Европе. Между тем совокупные кризисы породили жестокие преследования религиозных меньшинств. Но в отличие от XIV века, европейцы теперь жили в мире морских путешествий и обширных колониальных владений, и преследуемое население широко использовало эти возможности в поисках убежища. Религиозные раскольники из Германии и Британских островов устремились в новый мир, когда поколение климатических беженцев построило новые дома, особенно в Пенсильвании. Поселения в чужих землях, вдали от родины, открыли перспективу новых концепций религиозной свободы, а также дали начало драматической фазе в отношении к этой религиозной свободе и духовным экспериментам.
Четвертая эпоха чрезвычайного арктического холода поразила североатлантический мир между 1739 и 1742 годами, и это создало отчаянные условия, которые легли в основу возрождения Великого пробуждения и появления англо-американского евангелизма. И эту историю можно перенести в XIX век, когда такие бедствия, как извержение вулкана Тамбора в 1815 году, породили новые апокалиптические ожидания.
Климат + религия = революция?
Если роль климатических изменений в христианской истории достаточно очевидна, то те же самые факторы оказали влияние на важные движения в других традициях, включая буддизм и ислам. Любой исторический отчет, в котором игнорируется или недооценивается этот аспект, неполноценен.
Эта история должна прийти на ум, когда мы размышляем о глобальных климатических нагрузках, прогнозируемых на ближайшие десятилетия. Основываясь на обширном прошлом опыте, можно представить множество вариантов, как реакция на эти обстоятельства принимает религиозные формы. Можно предвидеть рост новых апокалиптических движений, а также распространение ожесточенной религиозной вражды и конфликтов. Когда мы смотрим на современные события как в исламе, так и в христианстве, а также на межконфессиональные конфликты в Африке и Азии, трудно представить, что катастрофические климатические изменения не вызовут религиозной реакции и даже революций.
Прослеживая историческое влияние климатических изменений на религиозную сферу, мы видим предзнаменования вероятного будущего.