Представьте, что после смерти ваша жизнь превращается в чрезвычайно длинное видео на YouTube от первого лица, которое вы просматриваете в свое удовольствие.
Пересматривая его в ускоренном режиме в поисках определенных запоминающихся моментов, вы часто видите, как знакомый человек входит в комнату, в которой вы находитесь, некоторое время разговаривает с вами, а затем уходит на длительное время. Наблюдение за тем, как люди приходят и уходят, становится кристаллизацией одной из пикантных реалий человеческой жизни: вы единственный, кто присутствует в ней от начала и до конца.
В жизни есть вы — вездесущий главный герой — и множество других людей. Большинство — второстепенные игроки, но некоторые из них — главные персонажи вашей истории. Они проводят много времени на экране, но всегда остаются «другими людьми». Вы никогда не заглянете им в голову, не выберете их поведение, вы узнаете их только по поступкам и разговорам. Большую часть времени, независимо от того, насколько велика их роль в вашей истории, они находятся за кадром — где-то в мире, занимаясь неизвестно чем.
Я пережил сюрреалистический момент, когда во время ужина с одним из моих любимых «других людей» осознал, что тоже являюсь «другим человеком», сидя за этим пластиковым столиком в местной пиццерии. По крайней мере для подруги я был человеком, которого не было большую часть дня, который в определенный момент возник в дверях, улыбнулся и сел за дальний край стола, рассказал о своих делах, съел пиццу, прогулялся с ней до угла улицы, попрощался и снова исчез. Для нее я один из многих «других людей», как и она для меня.
Пока я шел домой, мне пришло в голову, что я снова оказался за кадром в ее истории, и я всегда один из тех, кто всегда за кадром, для всех, кроме меня самого. Я — «главный герой» в маленьком и специализированном уголке реальности, то есть в моей собственной жизни. В жизни остальных я независимый и до некоторой степени загадочный залетный персонаж.
Конечно, это относится и к вам. Ваша главная роль в мире — это роль «другого человека». Есть только один человек, для которого вы считаетесь «главным», а для остальных вы всегда будете «другим человеком» в лифте, кабине закусочной, в кровати, машине, на парковке.
Существует четкая разница между признанием основной идеи о том, что вы — кто-то посторонний для остальных людей, и реальным видением себя «другим человеком», — тем, кто иногда физически присутствует с «главным героем», но чаще нет; чей внутренний мир невидим, кто находится вне поля зрения больший период жизни, иногда возникая в дверном проеме, или в машине, подъезжающей по дороге, или как звонок телефона на полке. Все «другие люди» — именно такой «гость извне», и все мы — «другие люди».
Признание своего статуса «другого человека» помогает быть более скромными и осознавать влияние на окружающих, на энергию, которую мы привносим в комнату (или вытягиваем из нее). Мы знаем, как это обескураживает, когда другой человек ведет себя сложно, эгоцентрично, чрезмерно негативно или незаинтересованно. Также мы осознаем, как приятно иметь дело с человеком, который ведет себя непринужденно, заинтересованно и приятно.
Просто помните, что для окружающих — вы «другой человек, которого по большей части нет рядом» (а все остальные тоже «главные герои»). Легко стать лучшим «другим человеком», будь то случайный коллега, занятый в одном проекте с вами, клиент, приближающийся к стойке, или парень, идущий в кино на фильм, выбранный его партнершей.
Быть хорошим «другим человеком» легко, потому что им вы бываете в короткие промежутки времени. Вы легко будете более терпеливым только для этого взаимодействия. Вы сознательно уменьшите свою бешеную энергию, когда просите кого-то о помощи. Вы перестанете требовать, чтобы кофе был приготовлен быстрее ваших ожиданий, а захотите стать более приятным клиентом. Когда вы общаетесь с близким человеком, то вспоминаете, какие качества он любит в вас, и воплощаете их в момент общения. Эти усилия прилагаются в течение коротких промежутков времени, чаще всего в один момент, и они действительно важны для людей. Они меняют то, каким «другим человеком» вы становитесь.
Да, легко стать хорошим «другим человеком», но стать хорошим «главным героем» трудно, хотя обычно мы озабочены своей ролью и проблемами. Стать более правильным «главным героем», скрытая цель самопомощи, — это бесконечный, плохо определенный личный поиск, который никто другой не понимает до конца и в котором никто не поможет. Рассматривая жизнь через призму «главного героя», вы сталкиваетесь с экзистенциальной неразберихой человеческого бытия — вечными вопросами, на которые ни у кого нет удовлетворительных ответов. Как мне стать достаточно хорошим человеком? Как мне распорядиться временем и силами? Как обезопасить близких в опасном мире? К чему стремиться и чем жертвовать? Как сделать свою жизнь хорошей?
Пока мы стремимся быть лучшей вариацией «главного героя» в своих внутренних историях, все остальные видят только то, как мы справляемся с другой, более публичной ролью. Если задуматься о том, за что людьми восхищаются и помнят, то можно понять: всегда за то, какими «другими» они были.