Всегда ли мы хотим большего или иногда довольны тем, что имеем? Во многих предметных областях – экономике, политике и даже философии – эта дискуссия идет с большим накалом. И столь же горячо спорят о том, является ли бесконечное желание большего врожденным качеством или всё же продуктом капитализма.
Пол Г. Бейн из Университета Бата и Рената Бонджорно из Университета Бат Спа рассматривают этот вопрос в новой статье, опубликованной в журнале Nature Sustainability. Они установили: предположение, что мы всегда хотим большего, независимо от того, что имеем, может быть не совсем верным. Хотя у некоторых из нас есть безграничное стремление к богатству, но не у большинства.
В первом исследовании участвовало около 2000 человек из экономически развитых и развивающихся стран, включая США, Великобританию, Францию, Южную Африку, Китай, Россию и Бразилию. В рамках более масштабной научной работы участникам предложили представить свою совершенно идеальную жизнь и подумать, сколько денег в этой идеальной жизни они хотели бы иметь. Затем их спросили о желании принять участие в одной из восьми условных лотерей, разыгрывающих приз от 10 тыс. до 100 млрд долларов. После этого участники отметили, что самое важное они хотели бы сделать с помощью этих денег.
Во втором исследовании приняли участие почти 6000 человек из большего числа стран, в том числе с Ближнего Востока, из Африки, Центральной, Северной и Южной Америки, Азии, Европы и Океании. В этом исследовании участники выполняли те же задания, что и в предыдущем.
И в обоих случаях результаты оказались схожими. Наименьшие суммы выбирало относительно небольшое количество респондентов, пик же находился в диапазоне от 1 до 10 млн долларов, при этом значительное число опрошенных хотело бы участвовать в лотереях. Далее интерес к более крупным суммам снижался, и лишь небольшое количество людей выбрало 1 млрд долларов. При этом значительное число участников выбрало самую большую, фактически неограниченную сумму в 100 млрд долларов. В первом исследовании, например, эту сумму выбрали 32% американцев и всего 8% граждан Китая. Во втором исследовании наибольшая доля респондентов, предпочитавших эти «неограниченные» деньги, пришлась на Индонезию, а наименьшая – на Россию (11%). Стоит отметить, что хотя в исследованиях неограниченную сумму денег выбирало значительное число людей, их всегда было меньшинство.
Что касается гражданства участников, авторы отмечают, что доля выбиравших неограниченные суммы была одинаковой и в более, и в менее развитых странах, несмотря на то, что в первых поощряется «роскошь и потребление». Однако разница была между странами коллективистского и индивидуалистического типа: участники из стран, где коллектив приоритетнее индивидуума, с большей вероятностью выбирали лотерею с максимальным выигрышем. Ее также чаще выбирала молодежь и жители больших городов, при этом различий по полу, классу, образованию или политическим взглядам не было.
На вопрос об использовании этих денег те, кто выбирал лотерею с максимальным выигрышем, часто отвечали, что хотят с их помощью решать социальные проблемы – возможно, поэтому выбор лотереи с максимальным выигрышем был более распространен среди участников из коллективистских стран. Но в целом большинство участников заявляло, что используют деньги для себя.
Исследование предполагает: идея о том, что мы все хотим иметь неограниченные ресурсы, видимо, неверна. Дальнейшее изучение вопроса способно помочь точно определить, что движет нашим стремлением к определенным суммам денег, ограниченным или неограниченным. Например, было бы интересно узнать, как на подобный выбор влияет восприятие людьми чрезмерного богатства и неравенства.
В целом, результаты этой работы могут помочь нам двигаться в сторону более устойчивого и менее неравного подхода к ресурсам и богатству. Как пишет команда, «нормативные убеждения определяют поведение, даже если они ошибочны»: другими словами, иногда мы не действуем в соответствии со своими ценностями, думая, что находимся в меньшинстве. Согласно исследованию, иметь ограниченные потребности – это нормально. И более глубокое понимание этого может помочь нам потреблять меньше, даже несмотря на то, что материалистические общества побуждают нас к обратному.