Site icon Идеономика – Умные о главном

Лексический удар: почему люди тяжело переживают словесные оскорбления

Фото: Carrie Kaufmann/Flickr

Слова бьют не так больно, как камни. Но давайте не будем обманывать самих себя. Мы знаем, что некоторые слова действительно причиняют боль. Например, оскорбления. В новом исследовании ученые из Утрехтского университета в Нидерландах обнаружили, что слышать оскорбления — все равно что получить лексическую «мини-пощечину», независимо от того, направлено ли оскорбление на вас или на другого человека. 

Почему оскорбления будут всегда привлекать внимание

Некоторые слова и фразы скучны, а другие увлекательны. Некоторые придают силы, другие призваны подавить вас. Иногда, когда люди говорят о любви или с любовью, мы начинаем ощущать то же самое. И наоборот, речь, полная ненависти, заставляет почувствовать беспокойство, тревогу, возможно, даже ненависть к себе.

Пока недостаточно хорошо изучено, как именно язык регулирует эмоции, но исследования показывают, что слова оказывают как психологическое, так и физиологическое воздействие. В одном из них Мария Рихтер и ее коллеги наблюдали за нейронной реакцией людей, которые слушали или читали негативные слова. Они обнаружили, что это усиливает имплицитную обработку (IMP) в субгенуальной передней части поясной извилины коры головного мозга (sACC) — что это просто технический способ произнесения негативных слов, высвобождающих гормоны стресса и тревоги.

В другом аналогичном исследовании ученые обнаружили, что дети с высоким уровнем негативного внутреннего диалога имели более высокий уровень тревожности.

Теперь мы знаем, что негативные высказывания имеют как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для познания и эмоционального благополучия. Но как насчет глубоко обидных высказываний, таких как оскорбления?

Будучи высокосоциальным видом, люди научились строить сложные социальные сети и иерархии, от скромных племен до могущественных империй. Сотрудничество — один из ключей к успеху. Но также это говорит о том, что если человека не уважают или не ценят в сообществе, скорее всего, ему не удастся достичь процветания — а в какой-то момент истории он вообще не выживет.

Неудивительно, что оскорбления, которые наносят вред репутации и положению в обществе, пронзают наш слух как стрела.

Исследователи во главе с Марийн Струиксма хотели узнать больше о восприятии оскорбления в сравнении с комплиментами. В рамках более широкого исследовательского проекта, изучающего связь между языком и эмоциями, они решили выяснить, насколько каждый тип высказываний чувствителен к повторению (т.е. как мы реагируем, слыша одно и то же оскорбление или комплимент снова и снова?). 

«Проект сосредоточен на связи между языком и эмоциями, и нет лучшей темы для изучения этой связи, чем оскорбления и комплименты. Пословица «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» заучена детьми для ответа на издевательства. Однако мы считаем, что слова причиняют боль. Более того, в отличие от комплиментов, эффект которых быстро проходит, оскорбления не теряют своей остроты. В данном исследовании главной целью было собрать неформальные наблюдения и изучить их в лаборатории. Мы хотели найти доказательства быстрой адаптации к повторяющимся комплиментам и устойчивой реакции на словесные оскорбления и в случае успеха определить, на какой стадии (стадиях) языковой обработки это происходит», — говорит Струиксма.

Лексическая пощечина

Исследователи использовали электроэнцефалографию и проводящие электроды, подключенные к коже головы 79 женщин-добровольцев. Каждая участница прочитала вслух серию повторяющихся утверждений, которые передавали три разных значения: оскорбления («Линда отвратительная»), комплименты («Линда производит впечатление») и нейтральный смысл («Линда голландка»). Слова, относящиеся к оскорблениям, были довольно мягкими для людей, привыкших к интернет-троллингу, но, как выяснилось позже, даже они задевали чувства. 

«Во время предварительного тестирования наших материалов нужно было составить длинный список оскорблений. Мы прошли долгий путь. К счастью, нам помогали ассистенты. Но когда мы консультировались с участницами, то узнали, что оскорбления имеют свойство устаревать!» — говорит Струиксма.

Половина участниц читала три набора утверждений, используя собственное имя, в то время как другая половина использовала чужое. Участницы во время эксперимента ни с кем не общались, но им говорили, что это высказывания трех разных людей.

Исследование реакции людей на оскорбительную лексику — непростая задача, ведь намеренно подвергать людей обидным вещам неэтично в любой форме.

Но, несмотря на очевидные ограничения лабораторного исследования, в котором не было реального человеческого взаимодействия, а оскорбления наносились вымышленными людьми, участники все-таки их ощутили.

Данные ЭЭГ показали, что услышанное оскорбление вызывает изменения в амплитуде P2, волнового компонента потенциала, связанного с событиями, измеренного на коже головы человека. Эти эффекты регистрировались независимо от того, на кого было направлено оскорбление, и оказались устойчивыми при повторении.

«Основные выводы заключаются в том, что мозг быстро реагирует на оскорбления и комплименты, и реакция сильнее на обидные слова. Этот ранний компонент P2 в сигнале ЭЭГ указывает на очень быстрый и стабильный захват эмоционального внимания, вызванный извлечением смысла оскорблений и комплиментов из долгосрочной памяти. Разница в реакции между оскорблениями и комплиментами становится более заметной со временем. Поэтому даже после многократного повторения оскорбления наносят «мини-пощечину». Это открытие относится к сильно негативным оценочным словам, которые автоматически привлекают внимание во время лексического поиска. Примечательно, что мы обнаружили это в лабораторном эксперименте без какого-либо реального взаимодействия между говорящими. Это не только свидетельствует о нашей чувствительности к нежелательному социальному поведению, но и согласуется с идеей о том, что оценка такого поведения происходит автоматически», — говорит Струиксма.

Комплименты также вызвали эффект Р2, но не такой сильный, как оскорбления. Когда в комплиментах или оскорблениях использовалось имя участника, сигнал P2 был сильнее, а кожная проводимость (показатель возбуждения) выше, чем в случаях, когда участников не называли по имени. Возможно, существует эволюционное давление, которое объясняет, почему люди стали так восприимчивы к комплиментам и оскорблениям, особенно когда они направлены на нас самих.

«Оскорбления, направленные в ваш адрес, представляют серьезную угрозу как для вас, так и для вашей репутации. Для представителей ультрасоциального вида, который специализируется на сотрудничестве за пределами семьи, не следует воспринимать легкомысленно угрозы репутации. Также оскорбления наносят вред окружающим, они дают информацию о том, кто собирается это сделать, и сигнализируют о социальном конфликте в окружении или в группе. Представители ультрасоциальных видов обращают внимание на такие словесные «пощечины». Для вида, активно вовлеченного в сотрудничество, проявление агрессии (например, словесной или физической пощечины) автоматически вызывает негативные эмоции у объекта этой агрессии, а также у свидетелей», — объясняет Струиксма.

По словам исследователя, эти результаты дополняют совокупность доказательств, свидетельствующих о склонности людей к негативизму, избирательно уделяя больше внимания отрицательным, а не положительным словам и ситуациям.

«Исследование склонности к негативизму показало, что люди особенно чувствительны к отрицательным событиям: они не только привлекают больше внимания и требуют более интенсивной обработки, чем нейтральные, но и чаще происходят по сравнению с позитивными моментами. Как и следовало ожидать, аналогичные механизмы захвата внимания и последующей усиленной обработки действуют, когда люди читают или слушают эмоциональную речь. В настоящее время причины такой предвзятости обсуждаются. Одни утверждают, что это просто отражение статистических свойств окружающей среды, а другие предлагают эволюционный анализ, включающий степень влияния негативных и позитивных стимулов на приспособленность. Склонность к негативизму не гарантирует, что каждый отрицательный стимул или набор стимулов привлечет больше внимания, чем позитивный. В конце концов, запутавшийся шнурок — это гораздо менее эмоциональное событие, чем рождение ребенка. Предвзятость негатива реальна, но она существует как обычное явление, возникающее по причинам, которые еще предстоит полностью объяснить».

Источник

Exit mobile version