Человек из сновидений: чем могут быть полезны герои наших грез
Профессор психологии Антонио Задра из Университета Монреаля рассказывает, как персонажи снов учат нас адаптироваться к неопределенности
Образ жизни СаморазвитиеМое увлечение персонажами из сновидений началось, когда я учился в колледже. Именно тогда посреди сновидения, когда я осознавал, что сплю, я впервые встретился с пожилым джентльменом, который пытался убедить меня, что на самом деле мои переживания не были сном. В течение следующих двух десятилетий этот человек появлялся в нескольких других моих осознанных и неосознанных сновидениях. Он всегда утверждал, что он реален, однажды даже предположил, что мы видим общий сон или, что еще более тревожно, что я был персонажем его сна. Если оставить в стороне интригующий характер этого обмена мнениями, несколько аспектов загадочной фигуры из сна были особенно поразительны, в том числе его остроумная речь, живость его взгляда (который давал мне искреннее ощущение того, что «на меня смотрит» другое разумное существо) и тот факт, что я никогда не знал, что он сделает или скажет дальше.
Конечно, персонажи в наших снах могут казаться одномерными или вести себя просто как статисты в пьесе, но другие, как джентльмен, с которым я познакомился, проявляют интригующую степень психологической глубины: говорят и делают вещи, как будто действуя в соответствии с собственными мыслями или чувствами. Более того, как и в реальной жизни, во сне мы иногда встречаем людей, чьи действия вызывают в нас множество физических и эмоциональных реакций. Благодаря выбору слов, выражению лица, тону голоса и манерам, персонажи снов не только могут вовлекать нас во всевозможные обсуждения и взаимодействия, но, что еще более удивительно, они могут демонстрировать убедительное поведение и чувства в ответ на различные события, происходящие в мире снов.
Даже в осознанных сновидениях истинным режиссером и продюсером является ваш мозг, а не ваше сознательное «я». Здесь кроется одна из великих и часто недооцениваемых тайн сновидений: ваш мозг отвечает за создание как самоощущения во сне (часто в качестве участника или наблюдателя от первого лица), так и виртуального мира, с которым вы взаимодействуете, включая людей, животных и мерзких существ, которых вы можете встретить, но ключевые аспекты этого процесса остаются за пределами вашего сознания. Наряду с бесчисленными деталями обстановки (например, чистое ли небо или облачное), это почти всегда включает в себя то, что персонажи сна предпочитают говорить и делать в ваших снах, независимо от того, видите ли вы осознанное сновидение или нет.
В одном интригующем исследовании 1989 года, иллюстрирующем масштабы этого явления, Пауль Толи, немецкий исследователь сновидений и гештальт-психолог, попросил девять опытных в осознанных сновидениях людей попросить персонажей их снов выполнить определенные задания, например, написать или нарисовать что-нибудь, придумать рифмованный стих или слово, неизвестное сновидцу, или решить простые математические задачи. Мало того, что несколько персонажей были готовы попробовать выполнить такие задания, некоторые из них справились с ними на удивление хорошо.
Например, когда один участник попросил персонажа сна назвать незнакомое ему слово, персонаж тут же сказал: «Орлог». Это слово действительно было незнакомо сновидцу. Только проснувшись, он узнал, что oorlog по-голландски означает «война» или «ссора». Точно так же, когда их просили что-то написать или нарисовать, некоторые персонажи из сна создавали точно переданные буквы и наброски, сидя напротив сновидца, причем сновидцам иногда приходилось во сне поворачивать набросок на 180 градусов к себе, чтобы полностью оценить рисунок.
Дейв Грин, английский художник, который использует осознанные сновидения для создания оригинальных эскизов, недавно рассказал мне о похожих неожиданных поворотах в своих снах. Например, когда Грин попросил персонажа из сна объяснить только что нарисованный им рисунок, мужчина ответил, что он из Чехии. В другом сне женщина вручила Грину готовый набросок, только на листе был не эскиз, а набор случайных чисел и слов.
Не менее интересными могут быть ответы персонажей сновидений на арифметические задачи. В оригинальной работе Толи, а также в последующем исследовании, проведенном в Германии в 2011 году, подавляющее большинство ответов персонажей сна даже на очень простые математические задачи, такие как трижды четыре или два плюс три, были неверными. В некоторых случаях персонажи сна сначала давали неверный ответ, а затем исправлялись. Более того, когда один осознанный сновидец сказал персонажу сновидения то, что, по его мнению, было правильным ответом на математическую задачу, персонаж поправил его — и оказался прав. Своеобразны были и некоторые эмоциональные реакции персонажей на вопросы. Один заплакал, другой тут же убежал. В других случаях персонажи сна отвечали, что вопрос носит личный характер или что ответы либо субъективны, либо слишком важны, чтобы делиться ими.
Тот факт, что персонажи снов могут проявлять удивительные когнитивные способности, от беглой речи (иногда даже с иностранным акцентом) до участия в сложных социальных взаимодействиях и проявления целого ряда эмоций, характерных для конкретной ситуации, показывает нечто удивительное в работе мозга сновидца. Наряду с разворачивающимся сюжетом и вашим собственным самоощущением, он может создавать множество персонажей, которые не только взаимодействуют с вами (или между собой), но и, похоже, имеют частный доступ к собственному субъективному восприятию и реакции на события во сне.
Опытные в осознанных сновидениях люди иногда углубляются в этот увлекательный процесс, задавая ключевым персонажам сна потенциально важные вопросы, например: «Кто я? Кто ты? Как ты можешь мне помочь? Что самое главное я должен знать о том, что нас ждет?» Мало того, что некоторые персонажи сновидений серьезно относятся к этим вопросам, их ответы могут быть поразительно остроумными или проницательными. В редких случаях персонажи сновидения даже предлагали сновидцу возможное решение насущной проблемы. Я считаю, что при таком использовании осознанные сновидения могут позволить вам исследовать и взаимодействовать с частями вашего разума (вы можете назвать их своим бессознательным) способами, которые недоступны в неосознанных снах или во время бодрствования, если на то пошло. Перефразируя психоаналитика Карла Юнга, такой способ взаимодействия с людьми во сне может помочь сделать «бессознательное сознательным».
Даже если вы не владеете осознанными сновидениями, вы все равно можете исследовать эту грань. Начните с ведения дневника сновидений, в котором вы будете делать записи о своих снах либо в течение ночи, если вы проснулись, либо утром. После того, как соберете около 20 или более отчетов, поищите закономерности . Например, где чаще всего происходят ваши сны? Кого вы чаще всего видите? Присутствуют ли эти персонажи в сновидениях, имеющих определенные темы или эмоции? Кого вам напоминают персонажи и почему? Какие чувства они вызывают у вас, как вы взаимодействуете с ними, а они с вами? Изучая эти вопросы, вы можете узнать больше о том, как ваш мозг конструирует сны, и в процессе узнать что-то новое о себе.
Однако то, что ваш мозг держит большую часть «сценария» сна за пределами вашего сознания, — это не просто интересная причуда, которую стоит изучить из личного интереса. Скорее, я и мои коллеги считаем, что это может играть важную роль в биологической функции сновидений, помогая объяснить, почему мы вообще научились видеть сны.
В книге «Когда мозг спит» (2021) Роберт Стикголд, исследователь сна и сновидений из Гарвардской медицинской школы, и я опирались на научные открытия, чтобы доказать, что во сне мозг исследует ассоциации между недавно сформированными воспоминаниями и более старыми, зачастую слабо связанными с ними, и отслеживает, вызывает ли в результате рассказ, построенный на основе этого сочетания, эмоциональную реакцию. Если обнаруживается эмоциональное чувство, мы утверждаем, что мозг отмечает эту ассоциацию как потенциально ценную, укрепляя связь между двумя воспоминаниями и делая эту ассоциацию доступной после пробуждения.
Эта модель предполагает, что одна из адаптивных функций сновидений заключается в способности мозга воображать возможности в наших снах, оценивать наши реакции на них и использовать эту информацию, чтобы лучше подготовиться к неопределенному будущему. Эта всеобъемлющая функция сновидений, вероятно, оптимизируется, если люди реагируют на свои сны так же, как на то, что осознанно переживают во время бодрствования. И, по большей части, именно так мы и ведем себя во сне. В конце концов, обычно только после пробуждения мы понимаем, что пережитое нами было сном. Погружаясь в мир сновидений, мы верим, что сон реален, вот почему во сне мы чувствуем грусть, когда нам говорят, что любимый человек умер, или недоумеваем от того, что оказались неподготовленными к школьному экзамену, или в панике убегаем от человека с ножом.
Если наша модель верна, она поможет объяснить, почему люди, с которыми мы сталкиваемся во сне, хотя и не являются физически реальными, но ведут себя так, как будто они реальны, и почему мы, сновидцы, регулярно взаимодействуем с ними, как если бы они были отдельными существами, обладающими сознанием. Непредсказуемость персонажей сновидений также согласуется с некоторыми другими недавними теориями о функции сновидений, такими как: теория симуляции угроз в сновидениях (это идея о том, что сновидения развивались, чтобы помочь нам подготовиться к ряду угроз и опасностей в реальной жизни); теория социального моделирования сновидений (которая рассматривает сновидения как эволюционно адаптивный механизм, позволяющий нам повторить социальное восприятие и взаимодействие в состоянии бодрствования); и давняя идея о том, что сновидения играют роль в регуляции эмоций.
Во всех этих моделях эффективность предполагаемой функции сновидений отчасти зависит от того, насколько эмоционально мы вовлечены в сюжет сновидения и верим (пока еще спим и видим сон), что, то, что мы переживаем, реально. То, что персонажи в наших снах говорят и делают вещи так, как если бы они были реальными, разумными существами, безусловно, помогает сделать это возможным.
Конечно, тот факт, что персонажи ваших снов могут выполнять какую-то эволюционно выгодную функцию, не умаляет необычайной природы того, что происходит, когда вы спите. Подумайте о том, что, поскольку ваш мозг отвечает за создание ваших снов, каждый раз, когда персонаж говорит или делает что-то, что вас удивляет во сне, вы в самом прямом смысле удивляете себя. И кто знает, может быть, некоторые персонажи снов тоже удивляют сами себя. Теперь, когда я думаю об этом, возможно, в следующий раз, когда я встречу того пожилого джентльмена в своих снах, я спрошу его, какие неожиданные ночные встречи он пережил в последнее время. Что он ответит, вы можете предположить так же хорошо, как и я.