Site icon Идеономика – Умные о главном

«А потом я забыл свое имя»: как не попасть в ловушку восхищения

Фото: LoL Esports Photos/Flickr

Когда вами восхищаются, когда все вокруг знают, кто вы такой, «люди всегда добры к вам», признался однажды актер Роберт Де Ниро журналу Esquire. «Все согласны с тем, что вы говорите». Звучит здорово! Согласие сглаживает жизнь, а похвала и уважение окружающих доставляют удовольствие, стимулируя центр вознаграждения в мозге. Поэтому желание окружить себя поклонниками вполне естественно.

Но в том интервью Де Ниро разъяснил, что именно означает жизнь, наполненная поклонниками. Они соглашаются с вами, «даже если вы говорите что-то совершенно безумное». И это плохо: «Вам нужны люди, которые скажут то, чего вы не хотите слышать», — говорит актер. Другими словами, восхищение окружающих — это как палка о двух концах. Приятно, когда нашими достижениями восхищаются, но это также разжигает тщеславие и искажает реальность так, что в конечном итоге мы оказываемся в худшем положении.

Если вы хотите быть счастливыми, то самое время отказаться от мечты окружить себя друзьями и поклонниками, которые вами восхищаются. Вместо этого стремитесь к настоящей дружбе с людьми, которыми восхищаетесь сами.

В чистом виде восхищение обладает магическим свойством. В своем классическом труде 1908 года «Введение в социальную психологию» психолог Уильям Макдугалл описал, как мы испытываем истинное восхищение. «Мы приближаемся к этому медленно, с некоторыми колебаниями, — писал он. — Мы смущены, а в случае с человеком, которым восхищаемся, становимся застенчивыми, как ребенок в присутствии незнакомого взрослого».

Именно так я чувствовал себя, когда впервые встретил одного из своих научных героев, политолога и профессора Гарварда Джеймса К. Уилсона. Он был интеллектуальным бунтарем: яростно честным и готовым идти туда, куда его вели данные, без страха или пристрастности. В то же время он был известен мягкой и скромной душой, всегда был готов учитывать мнение окружающих и обновлять собственное. По загадочным причинам, Уилсон присутствовал на защите моей диссертации. Я хоть и защитился, но прошло все не совсем удачно. Тем не менее, Уилсон подошел ко мне и предложил поддерживать связь во время моей учебы в академии.

В последующие годы мы с Джимом (как я его стал называть ) обменивались идеями. Он написал предисловие к моей первой коммерческой книге и вошел в совет попечителей аналитического центра, который я позже возглавил. После его смерти в 2012 году я произнес речь на его похоронах и посвятил его памяти книгу.

Я верю до сих пор, что дружба с Джимом сделала меня лучше как ученого и как человека. Действительно, исследования показали, что люди, когда кем-то восхищаются, учатся вести себя лучше, стремятся к амбициозным целям и мотивированы на самосовершенствование. В 2010 году в журнале Psychological Science была описана серия экспериментов, в которых участники, ставшие свидетелями благотворительного поступка, вдохновились и сами стали больше внимания уделять этому роду деятельности.

Восхищение становится особенно сильным, если те, кем мы восхищаемся, — наши истинные друзья. Об этом сказано во многих религиозных и философских традициях. Например, как учил Будда в Мегхия Сутте: «Когда у монаха есть замечательные люди среди друзей, товарищей и коллег, следует ожидать, что он будет требовательным, наделенным проницательностью в отношении возникновения и исчезновения — благородным и проникновенным».

С другой стороны, стремление к восхищению ради него самого опасно. «Жажда аплодисментов, — пишет голландский политический философ Ян-Виллем ван дер Райт, — считается одной из самых низких черт человеческого характера». Ученые показали, что это желание связано с нарциссизмом и саморекламой. Это разрушительно для общества, а также часто приводит к неудовлетворенности. В исследовании, проведенном в 2001 году среди студентов бизнес-школы в Сингапуре, выявили сильное стремление к успеху, положительному имиджу и популярности. В том числе утвердительный ответ на заявление «Мною будут восхищаться многие люди» отрицательно ассоциировался с самореализацией и жизненной силой и положительно — с тревогой.

Взаимное восхищение — признак того, что Аристотель назвал бы «идеальной дружбой». Но дружба только с теми, кто вами восхищается, — особенно из-за статуса, денег, внешности — не приводит ни к счастью, ни к самосовершенствованию. Если бы Уилсон подружился со мной только потому, что я восхищался им, это было бы хорошо для меня, но плохо для него. Он подружился со мной, потому что увидел человека, который, по его мнению, мог бы вырасти в неординарного мыслителя и потенциального коллегу, а не в обожающего поклонника, что его мало волновало.

Чтобы достичь максимального счастья, соединив дружбу и восхищение, нужно вдеть нитку в иголку: найдите друзей, которые восхищают вас своими достоинствами, копируйте эти достоинства и будьте достойны восхищения, но не стремитесь к нему. Ницше был прав, когда сказал: «В восхищении есть невинность: она возникает у тех, кому еще не приходило в голову, что и ими могут когда-нибудь восхищаться». Вот упражнение, которое поможет начать.

  1. Представьте, что через пять лет вы стали лучше в одном или двух аспектах характера. Возможно, вам бы хотелось стать более честными и надежными или более ответственными и трудолюбивыми.
  2. Составьте список знакомых людей, обладающих чертами, которыми вы восхищаетесь и ищете в окружающих. Это не обязательно кто-то идеальный, просто тот, у кого есть ключевые характеристики.
  3. По возможности лично познакомьтесь с объектами вашего восхищения. Не заискивайте и не угождайте, просто дружелюбно и комплиментарно отзывайтесь о достоинствах. Стремитесь быть дающим, а не просто берущим.
  4. Если объект вашего восхищения недоступен или, возможно, он умер, изучите его жизнь, работу, отношения с друзьями и смоделируйте собственное поведение по его образцу.

Оттачивая навыки восхищения, помните об одном моменте. Восхищение легко спутать с поклонением, которое наделяет объект священным статусом и не приносит серьезной пользы.

Например, около 15 лет назад у меня была возможность встретиться с Папой Бенедиктом XVI. Я восхищался его умом и эрудицией, и для меня как для католика встреча с папой римским была религиозным событием, которое случается раз в жизни. Я спланировал, как поприветствую его и представлюсь, и вот он подошел ко мне и взял за руку. А потом я забыл свое имя.

В тот момент встреча с папой произвела на меня огромное впечатление, но дружба с Уилсоном в конечном итоге оказала более значительное влияние на мою жизнь. Если бы я ушел с нашей первой встречи, испытывая только чувство преклонения перед научной знаменитостью, наши отношения не принесли бы и доли той пользы, которую в итоге получил я — и, надеюсь, Джим тоже. Благодаря дружбе я видел в нем человека со всеми его недостатками.

Источник

Exit mobile version