Сотрудникам с общительным характером может показаться, что они способны очаровать всех вокруг и пробиться на вершину любой компании. Но новое исследование показало, что у тех, кого смело можно назвать звездой вечеринки, есть и обратная сторона: люди часто считают своих коллег-экстравертов плохими слушателями.
В психологии считается, что общение истощает интровертов, в то время как экстраверты, напротив, заряжаются энергией, демонстрируя напористость, оптимизм и ориентированность на действия, которые часто встречаются у корпоративных лидеров.
Однако люди часто считают экстравертов менее заинтересованными в мыслях и чувствах других людей, согласно новому исследованию, проведенному в соавторстве с Джулианом Златевым, доцентом Гарвардской школы бизнеса. Кроме того, если верить этим данным, люди воспринимают экстравертов как фальшивых людей, принимающих образ, соответствующий ситуации.
Поскольку ощущение, что тебя видят и слышат, очень важно, экстраверты, сосредоточенные на себе, могут потерять доверие коллег, говорится в результатах исследования. Это имеет последствия для отношений на рабочем месте, особенно сейчас, когда команды пытаются восстановить доверие после двух лет стресса, связанного с пандемией.
«Когда вы общаетесь с экстравертом, он может быть коммуникабельным, общительным, у него могут быть и другие положительные социальные навыки, но также может показаться, что он не уделяет вам должного внимания», — объясняет Златев. Он считает, что экстраверты кажутся «сверхосведомленными о ситуации вокруг них, людьми, которые пытаются предстать перед другими в позитивном свете, что иногда может восприниматься как актерство, а не как подлинная личность».
Златев обнаружил эту динамику в серии исследований, проведенных совместно с Фрэнсисом Флинном, профессором Стэнфордской высшей школы бизнеса, и Ханной Коллинз, докторантом в области организационного поведения из Гарвардской школы бизнеса. Их доклад под названием «Слушаете ли вы меня? Отрицательная связь между экстраверсией и воспринимаемым слушанием» будет опубликован в журнале Personality and Social Psychology Bulletin. Полученные результаты стали неожиданностью для исследователей, которые предполагали, что экстраверты будут восприниматься как эмоционально эмпатичные люди.
«Это было немного нелогично, учитывая, что экстраверты считаются социально активными и общительными людьми, — говорит Коллинз. — Я предполагал, что они также будут считаться хорошими слушателями, потому что, на мой взгляд, это часть общительности».
Дружелюбные, но невнимательные?
Ученые провели шесть исследований с участием почти 2500 человек. В своем первом исследовании они опросили около 150 студентов MBA об умении слушать у однокурсников. После того, как студенты оценили себя по шкале личностных качеств, им было предложено ответить на четыре вопроса, в том числе: «Если бы вы разговаривали с [однокурсником], в какой степени он или она … слушали бы то, что вы хотите сказать, дали бы вам возможность высказаться, вспомнили бы ваши слова при следующей встрече и были бы сосредоточены на других вещах, кроме текущего разговора».
Ответы выявили заметную негативную связь между самооценкой участников как экстравертов и оценкой членами группы его навыков слушания. Другими словами, люди-экстраверты считались худшими слушателями.
Во втором исследовании ученые выясняли, будет ли такое же восприятие справедливо при взаимодействии между незнакомыми людьми. Исследователи попросили 655 участников, набранных онлайн, подумать о «знакомом незнакомце»: о ком-то, кого они видели несколько раз за последние пару месяцев, но никогда не общались с ним, например, о попутчике в поезде.
Участники оценивали, насколько экстравертным, по их мнению, может быть незнакомец, а затем представляли себе разговор с этим человеком, предсказывая, насколько этот незнакомец будет внимательным и хорошим слушателем или направит разговор на себя. Исследователи обнаружили, что когда участники оценивали незнакомцев как более экстравертных, они также говорили, что те, скорее всего, будут плохими слушателями.
Исследовательская группа повторила эти результаты еще в четырех исследованиях. В одном из более поздних ученые обнаружили, что люди, считающиеся весьма экстравертными, также высоко оценивались в способности «самоконтроля» или умении представить социально желаемый образ, вместо того, чтобы поддерживать искренний интерес.
Несмотря на обескураживающие данные для руководителей и сотрудников-экстравертов, исследование указывает на практические методы улучшения деловых отношений.
«Экстравертам, возможно, стоит начать думать о различных способах участия в разговоре и, возможно, даже немного явственнее показывать, что они слушают», — говорит Златев.
Демонстрация того, что вы слушаете, может принести большую пользу. Когда люди чувствуют, что их слушают, они, как правило, меньше напрягаются, меньше тревожатся и больше расслабляются. «Качественное слушание, как показывают исследования, также повышает творческий потенциал и улучшает производительность труда, усиливая внутреннюю мотивацию человека к выполнению работы», — считает Коллинз.
По словам исследователей, совершенствование навыков слушания во время виртуальных встреч — это жизненно важное искусство, которое приносит большие плоды.
Советы для работы
Авторы дали несколько практических советов, как показать, что вы слушаете:
- Демонстрируйте вербальные сигналы, что вы слушаете. Повторите и перефразируйте то, что кто-то только что сказал.
- Ищите другие способы продемонстрировать свое участие: смейтесь над шутками и молчите, когда это уместно.
- Используйте различные невербальные сигналы в общении. Устанавливайте зрительный контакт, кивайте и улыбайтесь во время разговора.
- Примите открытую позу. Держите руки на расстоянии друг от друга, а не скрещенными или сложенными. Смотрите прямо в лицо собеседнику.
- Зеркально отражайте позу собеседника.
«Как правило, люди очень мало используют эти сигналы, особенно вербальные, — считает Коллинз. — Поэтому все, включая экстравертов, могут стратегически использовать эти подсказки, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность».