Индивидуальное обучение – один из самых эффективных способов научиться чему-либо. В своей знаменитой статье о «проблеме двух сигм» (впервые опубликована в 1984 году в журнале Educational Researcher) Бенджамин Блум призвал в педагогических исследованиях к поиску методов группового обучения, которые бы по эффективности приближались к репетиторству:
«Самым поразительным результатом является то, что при наилучших условиях преподавания, которые мы можем разработать (репетиторство), средний ученик на 2 сигмы [стандартное отклонение] превосходит среднего ученика из контрольной группы с традиционными групповыми методами обучения…
Это проблема «двух сигм». Могут ли исследователи и преподаватели разработать такие условия, позволяющие большинству обучающихся в группах достичь уровня успеваемости, который в настоящее время достижим только в условиях индивидуального обучения?»
Позже Блум утверждал, что «мастерское обучение» – идея о том, что прежде чем переходить к знаниям более высокого уровня учащиеся должны полностью овладеть знаниями более низкого уровня – приближается к этому идеалу. Однако из его работы можно сделать и простой вывод: репетиторство достаточно эффективно, и нам всем следует использовать его чаще.
Чем полезно репетиторство?
Один из мифов о репетиторстве состоит в том, что оно предназначено только для «медленных» учащихся. Так отреагировал читатель, когда я предположил, что репетиторство может быть эффективным инструментов для освоения учебных дисциплин. Он рассматривал репетиторство как способ компенсировать некий недостаток, как инструмент для детей, которые не могут должным образом учиться в классе и вынуждены использовать его для наверстывания упущенного.
Часть подобных мифов возможно просто связана с языковой оценочностью. «Репетиторство» – это для тех, кто нуждается в дополнительной помощи. А «коучинг» или «менторство» – для тех, кого готовят к выдающимся результатам. И всё же между терминами не видно функциональной разницы.
Интеллектуальные навыки так же поддаются тренировке, как и физические. С Теренсом Тао, которого многие считают самым блестящим из ныне живущих математиков, с юных лет активно работали репетиторы.
Почти каждый, кто достиг выдающихся результатов в шахматах, музыке, медицине, бизнесе и других сферах, получал огромную поддержку наставников. Репетиторство – это не для коррекции. Напротив, это секрет максимальной результативности.
Что делать, если я не могу позволить себе репетиторов?
Серьезным возражением против репетиторства является цена. Она, по признанию многих, реальный повод для опасений. Именно стоимость индивидуального обучения стала основной причиной, побудившей Блума сформулировать проблему «двух сигм» с тем, чтобы увидеть: можно ли более дешевым способом достичь того уровня эффективности, который возможен с репетитором.
Тем не менее, есть много причин полагать, что, даже несмотря на свою стоимость, репетиторство используется недостаточно.
Если в вашем учебном заведении нет бесплатных репетиторских программ, в большинстве есть официальные часы для консультаций с профессорами и преподавателями, где вы можете задавать вопросы. Разобраться в непонятном и избавиться от ложных представлений – прекрасная возможность извлечь максимум пользы из учебного времени.
Наконец, чтобы быть полезным, репетиторство не обязательно должно касаться всех вопросов. Если вы организованный студент и хорошо учитесь самостоятельно, то можете использовать его для решения тех проблем, с которыми не получается справиться своими силами. Для преодоления сложных концептуальных барьеров и поиска пробелов в понимании я рекомендую технику Фейнмана. Но, даже определив эти аспекты, вы нуждаетесь в четких разъяснениях. И репетиторство – отличный способ сделать это.
Репетиторство вне учебы
И профессионалы могут использовать репетиторство чаще, чем им кажется. Для роста необходим доступ к высококвалифицированной обратной связи, касающейся вашей работы. Тем не менее, большинство из нас трудятся, почти не используя для развития возможности наставничества.
Около года назад для ведения блога я решил сотрудничать с редактором. Помимо исправления опечаток и выстраивания предложений, я обнаружил, что работа с редактором значительно улучшила качество моего письма.
Думаю, что мы в своей трудовой жизни избегаем репетиторства во многом по той же причине, по которой избегаем его, будучи студентами. Помощь нужна тем, кто не справляется. Если я уверен в том, что делаю, зачем беспокоиться?
Становясь старше, я всё больше убеждаюсь, что для обучения требуется не уверенность, а смирение. Мы перестаем учиться не потому, что не верим в свою способность это делать, а потому что думаем, что всё уже умеем и знаем.