Каждый раз, затрагивая тему памяти на занятиях по развитию детей в Рутгерском университете, я начинаю с того, что прошу учеников рассказать о самых первых воспоминаниях. Одни рассказывают о первом дне в детском саду, другие вспоминают моменты боли или обиды, третьи — день, когда у них родился младший брат или сестра.
Несмотря на огромные различия в деталях, эти воспоминания имеют сходство: они автобиографичны и относятся к значимых событиям в жизни человека, которые произошли не раньше двух или трех лет. На самом деле, большинство людей не смогут вспомнить события первых нескольких лет жизни. Исследователи назвали это явление детской амнезией. Но почему мы не в состоянии вспомнить, что происходило с нами во младенчестве? Неужели память начинает работать только в определенном возрасте?
Что же известно исследователям о младенцах и памяти.
Младенцы формируют воспоминания
Несмотря на то, что люди мало помнят о возрасте 2-3 лет, исследования показывают, что младенцы формируют воспоминания — только не те, которые вы рассказываете о себе. В течение первых нескольких дней жизни младенцы могут вспомнить лицо мамы или отличить его от лица незнакомого человека. Несколько месяцев спустя малыши демонстрируют, что они помнят знакомые лица, улыбаясь больше тем, кого видят чаще.
На самом деле, вырабатывается множество различных видов воспоминаний, помимо автобиографических. Семантические воспоминания, или воспоминания о фактах, хранят названия различных сортов яблок или столицу родного штата. Процедурные воспоминания позволяют помнить, как выполнять то или иное действие, например, как открыть входную дверь или управлять автомобилем.
В 1980-х и 1990-х годах были проведены исследования в лаборатории психолога Кэролин Рови-Колье, показавшие, что младенцы формируют и некоторые другие виды воспоминаний с раннего возраста. Конечно, они не могут точно сказать, что именно помнят. Ключевым моментом в исследованиях Рови-Колье была разработка задачи для оценки памяти детей в течение длительного периода времени, которая учитывала бы их быстрый рост и способности.
В варианте для младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев исследователи вешают в кроватке над их головой мобиль. Ученые измеряют, как сильно ребенок пинается, чтобы понять его естественную склонность двигать ногами. Затем они протягивают веревку от ножки ребенка к мобилю, и каждый раз, когда малыш пинается, устройство двигается. Младенцы быстро понимают, что контролируют ситуацию — им нравится видеть, как движется мобиль, и они пинаются чаще, показывая, что поняли, как заставить игрушку двигаться.
Версия для младенцев в возрасте от 6 до 18 месяцев аналогична. Но они не лежат в кроватке — детям такого возраста не нравится делать что-то очень долго — а сидят на коленях у родителей, держа руки на рычаге, который заставляет поезд двигаться по рельсам. Сначала рычаг не работает, и исследователи измеряют естественную силу нажатия ребенка. Затем они включают рычаг. Каждый раз, когда младенец нажимает на него, поезд двигается. Дети снова быстро осваивают игру и значительно чаще нажимают на рычаг, который запускает поезд.
Какое отношение это имеет к памяти? Самая важная часть исследования заключается в том, что после обучения младенцев одному из этих заданий в течение нескольких дней Рови-Колье позже проверила, запомнили ли они его. Когда младенцы возвращались в лабораторию, исследователи показывали им мобиль или поезд и наблюдали, продолжат ли они дрыгать ногами и нажимать на рычаг.
Используя этот метод, Рови-Колье и её коллеги обнаружили, что шестимесячный ребенок, которого обучали навыку в течение одной минуты, вспомнит его на следующий день. Чем старше дети, тем дольше они помнили. Также она пришла к выводу, что воспоминания детей лучше сохраняются, если их тренировать дольше и оставлять напоминания, например, показывая, что мобиль быстро движется сам по себе.
Почему же нет автобиографических воспоминаний?
Если младенцы формируют воспоминания в первые месяцы жизни, почему же люди не помнят события с самого рождения? До сих пор неясно, испытывают ли люди детскую амнезию из-за того, что нельзя сформировать автобиографические воспоминания, или же у нас просто нет возможности их восстановить. Никто не знает точно, в чем дело, но у ученых есть несколько предположений.
Одно из них заключается в том, что автобиографические воспоминания требуют определенного самоощущения. Вы должны думать о своем поведении с точки зрения того, как оно соотносится с другими людьми. Исследователи уже проверяли эту способность с помощью задачи распознавания зеркал, в которой нос ребенка отмечался пятном красной помады. Затем исследователи располагали младенца перед зеркалом. Дети младше 18 месяцев просто улыбаются милому малышу в отражении, не показывая никаких признаков того, что узнали себя или заметили красную отметину на лице. В возрасте от 18 до 24 месяцев малыши трогают нос и даже выглядят смущенными, потому что связывают красную точку в зеркале с собственным лицом — у них есть некоторое самоощущение.
Есть и другое возможное объяснение детской амнезии. Дети начинают говорить только к концу второго года жизни, поэтому раньше они не могут составить рассказов о своей жизни, которые потом можно вспомнить.
Наконец, гиппокамп — область мозга, которая в основном отвечает за память, — не полностью развита в младенческом возрасте.
Ученые продолжат исследовать, как каждый из этих факторов соотносится с тем, что мы не так уж много можем вспомнить, если вообще можем, о жизни до двухлетнего возраста.