€ 99.83
$ 91.90
Парадокс по Канту: почему мы стремимся к счастью, но не можем его достичь?

Парадокс по Канту: почему мы стремимся к счастью, но не можем его достичь?

Прославленный философ призывал к нравственности вместо погони за земными благами

История
Кадр из фильма "Патерсон"

Что для вас значит счастье? Богатство, власть, ум или привлекательная внешность? Значит ли это иметь вокруг себя сотни друзей и любящую семью? Если это так, то есть проблема.

В конце концов, какими бы богатыми вы ни были, можно стать еще богаче. Сколько бы вы ни знали, всегда найдется что-то еще для изучения. И какими бы красивыми вы себя ни считали, все равно найдется кто-то не считающий вас привлекательными. Так можно ли ощущать себя полностью счастливыми, если возможно еще большее счастье?

Именно эти вопросы и наблюдения побудили философа Иммануила Канта обратить внимание на идею счастья как цели, к которой стоит стремиться.

Недостижимый идеал

По утверждению Канта, проблема счастья заключается в том, что «это неопределенное понятие, которого желает достичь каждый человек, но он никогда не скажет точно, чего он действительно желает и хочет». Это потому, что все элементы счастья — эмпирические и решительно детерминированные. Все, что делает нас счастливыми, — любовь, деньги, здоровье — конечно, и может быть немного лучше. По словам Канта, мы никогда не надеемся «достичь совокупности ряда следствий, которые на самом деле бесконечны».

Например, стремясь к здоровью, сколько стресса мы испытаем, пытаясь сохранить или улучшить его? Желая быть богатыми, какие «беспокойства, зависть и преследования» мы навлекаем на себя? Никогда не будет момента, когда мы скажем, что соответствуем критериям «богатого». Мы никогда не достигнем «здоровья» или «мудрости» — всегда есть еще один холм, на который нужно взобраться.

Тем не менее, концепция «счастья» не допускает осколков. Идея счастья — это «абсолютная целостность, максимум благополучия в настоящем и любом будущем состоянии». Счастье в абстрактном смысле не допускает неудовлетворенности или страданий. Но это именно то, из чего состоит эмпирический мир. Таким образом, мы не строим крепость счастья на зыбкой песчаной почве (Кант перевернулся бы в гробу).

Не переживайте, будьте нравственны

Кант считал, что ошибочно стремиться к счастью. Нам следует относиться ко всем вещам, ведущим к счастью, как к «советам» — не обязательно к ним стремиться. Неправильно принимать важные жизненные решения лишь потому, что вы считаете, будто они принесут вам счастье. По словам Канта, счастье — это всего лишь «идеал воображения». Это не значит, что деньги, любовь и здоровье не приносят удовольствия или не делают нас счастливыми в определенной степени. По Канту, эти вещи лишь «способствуют среднему благополучию».

Кант считал: вместо того, чтобы делать определение «быть счастливым» необходимым императивом (что нам следует делать в жизни), лучше стремиться к жизни, основанной на хороших поступках и морали. По его мнению, правильное и неправильное имеют однозначные ответы. Легко определить моральный поступок — вы либо совершаете его, либо нет.

Часть нападок Канта на «счастье» направлена на этические системы, зародившиеся в Британии, а именно на утилитаризм, утверждающий, что добро и зло определяются удовольствием (или счастьем), которые они приносят. Однако Кант утверждал, что счастья невозможно достичь. В отличие от правильного и неправильного.

Где находится счастье

Несмотря на свою репутацию в истории (он был навязчив и разборчив), Кант не был каким-то злобным пуританским скрягой. Он часто устраивал званые обеды, был предан и внимателен к друзьям, а в завещании оставил слуге необычайно большую сумму денег. Кант не считал счастье какой-то тривиальной и ненужной безделушкой.

Он верил, что земного счастья, основанного на преходящих материальных благах, достичь невозможно. Но он действительно считал, что после смерти есть некое метафизическое или божественное счастье. Он утверждал, что эта вера и есть предпосылка быть нравственным человеком в целом. Его «моральный аргумент» в пользу Бога заключается в том, что если бы не было какой-то будущей надежды на счастье, пропорциональное хорошим поступкам, то не было бы рационального ответа на вопрос: «Зачем быть нравственными?».

В словах Канта есть большая доля истины. Счастье всегда существует в сознании как некая абстрактная цель — идеал, к которому мы постоянно стремимся. Но когда мы охотимся или жаждем его, счастье всегда ускользает. Счастье часто оценивается задним числом — и обычно это нечто совершенно отличное от концепции счастья, существующей в нашем воображении.

Источник

Свежие материалы