Site icon Идеономика – Умные о главном

Идеальный штурм: как стимулировать творческий процесс на рабочем месте

Фото: gunarsg/Flickr

Креативность — один из самых востребованных навыков на рабочем месте.

Неудивительно, что ведущие многонациональные компании стремятся нанять изобретательных мыслителей. Исследования показывают, что креативность стимулирует инновации и повышает устойчивость организаций.

Технологический гигант Google вырос за счет инновационного подхода в использовании интернета. Производитель электромобилей Tesla пропагандирует совместную рабочую среду для «решения важных мировых проблем с помощью талантливых людей».

Тем не менее, обмен идеями приводит к беспорядку, когда коллеги не понимают или не поддерживают новые концепции — или если они их отвергают. Исследования предлагают несколько конкретных способов, способствующих генерации идей как индивидуально, так и в группах. Но в первую очередь они дают понять, что вы хотите улучшить.

Так что же имеют в виду работодатели, говоря о креативности?

Что такое творчество?

Креативность имеет множество определений. В большинстве из них упоминаются оригинальность и решение проблем.

Лучшую характеристику дал известный психолог Михай Чиксентмихайи, описавший рабочую креативность как наличие идеи, которая признается другими экспертами в данной области и широкой общественностью как нечто новое.

В своем исследовании я изучаю творческий процесс в контексте высшего образования, рекламы и лидерства.

В 2019 году в университете Южной Каролины я создала курс под названием «Творческое мышление и решение проблем». Курс был направлен на то, чтобы помочь студентам колледжа преуспевать на рабочем месте, где на большинство проблем не будет точного ответа, и у них не будет учебных пособий или отзывов от преподавателей. Я заметила, что многих студентов, которые большую часть жизни просто ставили галочки в кружочках при прохождении тестов, пугает работа в незнакомых сферах.

Творческий процесс

И все же после окончания учебы большинство моих студентов будут просматривать вакансии с упоминанием креативности, одного из самых востребованных социальных навыков.

Корпоративная тенденция к групповому решению проблем возникла около восьми десятилетий назад. Руководитель отдела рекламы и бизнес–гуру Алекс Осборн ввел термин «мозговой штурм». В своей книге 1948 года «Ваша творческая сила» он предлагает «использовать мозг для штурма творческой проблемы — и делать это в стиле диверсантов, когда все штурмующие атакуют одну цель». Его целью было количество: однажды десять его сотрудников всего за 90 минут подготовили 87 идей для рекламной кампании.

Хотя мозговой штурм в коллективе помогает коллегам сплотиться, подискутировать и обменяться идеями, в последние годы исследователи подвергли сомнению эффективность данного метода. Многие организации продолжают использовать этот процесс. Публичное выражение идей ставит людей в центр внимания, делая их уязвимыми для критики. А недостаток уверенности усложняет творческое мышление.

Существует множество ресурсов, которые предлагают стратегии для развития индивидуальной творческой уверенности. Они включают в себя принятие неудач, игры и преодоление страха осуждения.

Задача мозгового штурма в командах

Поскольку люди смотрят на проблемы с различных точек зрения, группы с различными дисциплинами, опытом, убеждениями, знаниями и навыками выдают самые сильные и уникальные результаты. Когда мозговой штурм проводится среди людей с разными видами опыта, каждый из них несет ответственность за предложения из конкретной области.

Успешная групповая работа требует сосредоточенности. Мои исследования показывают, как важно тщательно определять сложности, задачи или проблемы. Сюда входит сбор ключевых данных и определение границ, таких как временные рамки, бюджет, доступные ресурсы, технологии и любые другие ограничения. Такой старт помогает команде выбрать наилучшую идею, возникшую в результате совместной работы.

Идеальный штурм

Для развития группового творчества требуется среда, поддерживающая риск, конструктивную критику и командную работу. Создание культуры, которая способствует творчеству, осуществляется таким образом, чтобы противостоять личным страхам быть отверженными и склонности к самоцензуре или критике. У людей должно быть право высказываться.

Важно установить три ключевых ориентира:

  1. Сосредоточьтесь на количестве генерируемых идей, а не на их качестве.
  2. Избегайте критики, осуждения или защиты идей во время мозгового штурма.
  3. Не ставьте ограничений на «дикие» идеи, даже если они плохие, возмутительные или непрактичные. Каждая идея достойна выражения.

За пределами группового мышления

Сессии мозгового штурма продуктивны, если участники сначала выполняют некоторую самостоятельную работу.

В группе это возможно сделать одновременно в течение нескольких минут или даже дней, причем члены группы записывают идеи индивидуально, а затем делятся ими с группой. Этот процесс, известный как дивергентное мышление, осуществляется виртуально с помощью таких сайтов для совместной работы, как miro, mural и figma. Индивидуальная работа гарантирует, что каждый участник внесет свои идеи, и голос каждого будет услышан.

Далее следует «конвергентное мышление». Группа оценивает предложения, чтобы определить лучшую инновацию или решение рассматриваемой проблемы. Рекомендуется опираться на чужую идею.

Существует много других подходов к групповому мозговому штурму, таких как «дизайн-мышление», при котором быстрые сеансы мозгового штурма приводят к созданию реальных прототипов. Метод «шести шляп мышления» предполагает концентрацию членов группы на каждом аспекте предлагаемой идеи. Например, они обсудят негативные аспекты, затем позитивные, чувства, риски и возможности для каждого решения.

Хотя процесс мозгового штурма иногда бывает довольно трудным, он способствует принятию идей и сплочению команды. Важно помнить, что в пространстве, где каждый чувствует себя свободным в самовыражении, хорошие идеи могут появиться у кого угодно.

Источник

Exit mobile version