Космическое пространство — это не то, что большинство людей считают экосистемой. Его бесплодная и холодная пустота не похожа на зелень тропических лесов или переливающиеся отмели среди коралловых городов. Но если мы хотим лучше управлять полосой орбитального пространства над нашей атмосферой, возможно, пора воспринимать ее как экосистему — часть взаимосвязанной системы живых существ, взаимодействующих с физической средой.
В публикации в журнале Nature Astronomy коллектив из 11 астрофизиков и ученых, занимающихся космосом, предложил сделать именно это, сославшись на распространение антропогенных космических объектов. В настоящее время на орбите Земли вращаются тысячи спутников, а коммерческие интернет-провайдеры, такие как Starlink компании SpaceX, запускают новые спутники с головокружительной скоростью. Если основываться на предложениях по будущим проектам, то их число достигнет более ста тысяч в течение десятилетия. Искусственные спутники, давно ставшие жизненно важной частью космической экосистемы, превратились в чужеродный вид.
Полоса орбитального пространства над атмосферой плотно заселяется спутниками, а это угрожает астрономической практике. Если раньше основным источником световых помех были города внизу, то теперь все чаще это спутники наверху. Эти искусственные звезды в миллиард раз ярче тех объектов, которые надеются изучить астрономы, и они излучают радиоволны, которые создают помехи для телескопов. По некоторым оценкам, примерно каждое двадцатое изображение с телескопа «Хаббл» отмечено полосами пролетающих спутников. К 2030 году, по мнению авторов, таких снимков будет треть из общего количества.
Призыв авторов статьи в Nature Astronomy считать орбитальное пространство вокруг Земли экосистемой, отражает тот факт, что не только астрономы страдают от вторжений в ночное небо. Скорее всего, загромождение орбитального пространства влияет на благополучие существ как над небом, так и под ними.
Начнем с того, что в любой текущий момент некоторое число астронавтов называют низкую околоземную орбиту своим домом, а наряду с ними растения, черви и тихоходки, которых они прихватили на международную космическую станцию. Космический мусор, образующийся в результате редких, но неизбежных столкновений между быстро вращающимися спутниками, становится угрозой для их жизни. В прошлом году обломки неизвестного происхождения пробили 5-миллиметровую дыру в роботизированной руке Международной космической станции.
Беспорядок на низкой околоземной орбите также угрожает образу жизни целых сообществ людей на земле. Например, традиции и космология многих коренных народов уходят корнями в движение звезд. Подвиги полинезийских моряков в навигации при свете звезд не имеют себе равных. Народ Паликур в Амазонии считает созвездия лодками, которыми управляют шаманы, приносящие дождь и сезонную рыбу. При отсутствии необходимого контроля количества спутников, световое загрязнение ночного неба станет больше, чем просто головной болью для всех коренных народов, чья космология под угрозой исчезновения. Новые искусственные мегасозвездия заслоняют собой старые, на которые люди полагались тысячелетиями. (Это дает редкую точку соприкосновения между коренными народами и профессиональными астрономами, которые исторически связаны с колониализмом в связи со строительством новых телескопов на священных землях).
Для многих животных ясное ночное небо — одна из основных потребностей выживания. Туманная полоса Млечного пути используется навозными жуками для навигации к норам. Перелетные птицы, морские котики и некоторые виды мотыльков используют движение звезд в качестве компаса. Сколько еще существ зависит от чистоты ночного неба?
Для защиты космической экосистемы следует проявлять к ней такое же отношение, как к атмосфере и океанам: как к глобальному достоянию, ресурсу, который находится за пределами национальной, корпоративной или индивидуальной собственности. Договор по космосу 1967 года предпринял шаги к достижению этого идеала, признав, что все страны в равной степени заинтересованы в исследовании и использовании космического пространства. Однако даже этот договор обозначает космос как ресурс, который люди используют в своих интересах. Это все равно, что определять экосистему с точки зрения природного капитала, предлагаемого людям, вместо того, чтобы признать защиту среды обитания и биоразнообразия в качестве неотъемлемого блага.
Более уместно обозначить не потенциальные выгоды, которые космос предоставляет людям, а потенциальные угрозы для орбитального пространства, исходящие от человека. Чрезмерное использование глобального достояния одним участником налагает на всех общие расходы. Например, в управлении Антарктидой сохранение идет рука об руку с деятельностью человека на континенте. Нам следует рассматривать низкую околоземную орбиту не как следующий рубеж капиталистической добычи, а как экосистему, которую нужно защищать, ведь, как и в других экосистемах, в ней есть свои ограничения и точки невозврата.
Некоторые группы начали открывать дискуссии и создавать инициативы в этом направлении. Например, авторы статьи в журнале Nature Astronomy предлагают понятие «след космического трафика», наподобие углеродного следа. В феврале международный астрономический союз открыл центр защиты темного и тихого неба от помех спутниковых созвездий. Центр, который будет создан NOIRLab Национального научного фонда совместно с обсерваторией Square Kilometer Array, призван стать информационным и пропагандистским центром, который объединит заинтересованные стороны — астрономов, экологов и коренные народы. Впереди еще многое предстоит сделать, и это касается не только политики, но и перспективы. Чтобы сохранить орбитальное пространство для будущих поколений, потребуется общая приверженность ценности чистого ночного неба и сотрудничество между различными сообществами.
Почти полная бесплодность пространства, лежащего за атмосферой, делает его уникальным и ценным. И это окно должно оставаться прозрачным, чтобы мы могли видеть далеко за его пределами.