Site icon Идеономика – Умные о главном

Больше вещей — больше одиночества: потребление не лечит душевные раны

Кадр из фильма "Шопоголик"

Многие люди испытывают одиночество. В том числе те, кто хочет больше друзей, но не может завязывать дружеские отношения (из-за неумения доверять, нехватки времени, страха отвержения). А еще есть те, кто стремится к романтическим отношениям, но в силу различных факторов (интроверсии или застенчивости) вынужденно оказывается одиноким.

Covid-19 помимо прочего создал пандемию одиночества и связанных с этим проблем психического здоровья, таких как тревога и депрессия.

Как же справиться с одиночеством? В недавнем обзоре Елены Фумагалли говорится, что люди замещают одиночество потреблением (например, становясь материалистами, покупая ностальгические товары).

Что такое одиночество?

Одиночество — это субъективное ощущение недостатков в социальных отношениях человека, чувство, что эти отношения недостаточно качественны или не приносят удовлетворения в важных аспектах.

Как видно из определения, существует разница между одиночеством и объективной социальной изоляцией. Человек чувствует себя одиноким даже в толпе или с большим количеством приятелей (но, возможно, у него слишком мало по-настоящему близких друзей). Другой человек, находящийся в социальной изоляции, напротив, может чувствовать себя удовлетворенным при ограниченных социальных связях или проводя длительные периоды времени наедине с собой.

Исследования показывают, что одиночество связано с целым рядом нездоровых форм поведения, включая неадаптивные стратегии регулирования эмоций или трудности с самоконтролем. Одиночество — сильный предвестник многих негативных последствий (повышенная тревога и депрессия, усиление боли).

Один из способов справиться с одиночеством — это опыт компенсирующего потребления.

Компенсирующее потребление

Компенсаторное потребление относится к использованию продуктов для удовлетворения психологической потребности в принадлежности.

Например, человек, опасающийся отказа, охотнее приобретет товар, который лично ему не понравился, но который по вкусу его партнеру. Это способ сообщить об одинаковых предпочтениях.

Опыт компенсирующего потребления может быть нейтральным или даже позитивным (пожертвования в благотворительные организации).

Однако он бывает и губительным, когда человек употребляет слишком много алкоголя или наркотиков, чтобы приспособиться и удовлетворить свою потребность в принадлежности.

Конечно, некоторые продукты, например, соцсети, разработаны специально для социальных целей. Кажется, что они особенно полезны для одиноких людей, позволяя им общаться с друзьями или людьми, разделяющими их интересы.

Удивительно, но электронная коммуникация не снижает чувство одиночества, а напротив — усиливает его. Почему? Потенциальные причины включают в себя более сильный страх что-то упустить (FOMO) и более низкое качество социальных взаимодействий (по сравнению с личным общением).

Потребление продуктов для уменьшения одиночества

Некоторые продукты обеспечивают косвенную или символическую связь с окружающими. Например, покупка подержанных вещей (комиксов, игр или часов) или ностальгических продуктов (Volkswagen Beetle вместо SmartCar).

Другие продукты уменьшают одиночество более непосредственно, выполняя «функцию социальной связи»‎. Одинокие люди более склонны развивать эмоциональные отношения с брендами или очеловечивать продукты.

На самом деле, исследования показывают, что отверженные или одинокие люди отдают большее предпочтение антропоморфным товарам — например, персонажи M&M. 

Каковы потенциальные затраты на использование продуктов для уменьшения одиночества? Один из рисков заключается в том, что замена человеческого общения продуктами постепенно становится постоянной практикой. Это принимает форму накопления имущества и превращения в нечто более материалистичное. А материализм, как показывают исследования, оказывает негативное влияние на счастье и благополучие.

Действительно, материалистическое отношение к жизни с целью уменьшения одиночества приводит, наоборот, к его увеличению, так как имущество занимает место социального взаимодействия. Это приводит к еще большему одиночеству… и порочный круг замыкается.

Одиночество и мотивы самосохранения

Как отмечалось ранее, социальные связи важны для выживания, а одиночество активизирует мотив к воссоединению. Однако оно также активизирует самосохранение и избегание других людей. Почему? 

Чувство одиночества предупреждает нас не только о недостаточной защите и поддержке, но и об опасностях, присущих отчаянным и «неразборчивым попыткам сформировать доверительные социальные отношения»‎. Поэтому одинокие люди зачастую гипербдительны, сосредоточены на себе или эгоцентричны.

Такое поведение затрудняет общение с другими людьми. Недоверчивость — одна из возможных причин того, что хронически одиноким людям не нравится физическая близость и межличностные контакты.

Это печально, так как межличностные контакты положительно влияют на психическое здоровье и благополучие (снижают стресс, тревогу и депрессию) и приносят огромную пользу одиноким людям.

Дискомфорт от межличностных контактов также влияет на потребительские предпочтения. Как отмечают авторы, более одинокие люди «показывают более низкие предпочтения в отношении потребительских услуг (массаж, уроки танцев), по сравнению с менее одинокими»‎.

В сухом остатке

Разные личные и социальные факторы (застенчивость, замкнутость, пережитые издевательства и остракизм, сексизм или расизм) угрожают социальным связям, принятию и принадлежности. Словом, они повышают риск одиночества.

В целом, одиночество возникает, когда люди не могут сформировать удовлетворительные отношения и реализовать потребность принадлежать к группе или сообществу.

Дело не в количестве отношений, а в том, помогают ли взаимодействия удовлетворять социальные потребности и потребности в принадлежности. Слишком много общения тоже не слишком здорово.

Иногда стратегии преодоления, связанные с потреблением, приводят к обратным результатам, вызывая еще большее чувство одиночества и трудности в общении (из-за паранойи, материализма, нарциссизма). Нам необходимо найти золотую середину между двумя крайностями — избеганием всех продуктов, помогающих наладить контакт с другими людьми, и чрезмерной зависимостью от них.

Источник

Exit mobile version