Вы знаете этот тип. Без необходимости жестокие, считающие себя лучше остальных. Всегда стремятся всех опередить. Если вы бывали в Тимбукту, то они там бывали трижды.
Некоторые из них почти достигают масштабов «талантливого мистера Рипли» и ведут себя настолько плохо, что у вас глаза лезут на лоб, как у актера немого кино. Вам приходится использовать все свои творческие способности, чтобы назвать их «друзьями», но, к сожалению, они — часть вашей жизни. (Нет, вы не убьете их силой мысли. Это не работает. Я пытался).
При этом, мы во многом ошибаемся в отношении нарциссов.
В новой книге «Хорошие игры с окружающими» (Plays Well With Others) я углубляюсь в исследования нарциссизма и даю ответы на вопросы о том, как не только справиться с ними, но и в некоторых случаях сделать их лучше.
Отрывок из книги: нарциссы
Данные показывают, что в среднем на каждые десять новых друзей у вас появляется новый враг. Да, и старое выражение «враг моего врага — мой друг» ошибочно. Николас Кристакис и Джеймс Фаулер обнаружили, что у каждого придурка в вашей жизни есть свои придурки, и те тоже покажутся вам весьма придурковатыми. Но если вы не Бэтмен, говорящий о Джокере, враг — не самый проблемный человек в вашей жизни. Но кто тогда?
Так называемые «друзья» часто хуже, чем враги. Профессор психологии из Университета Бригама Янга Джулианна Холт-Лунстад обнаружила, что ложные друзья (официальное обозначение — «амбивалентные отношения») усиливают тревогу и повышают кровяное давление даже больше, чем настоящие враги. Но почему? Дело в непредсказуемости. Вы знаете, чего ожидать от врагов и поддерживающих вас друзей, но с этими двуличными людьми вы всегда на грани. Именно по этой причине, как обнаружила Холт-Лунстад, количество ложных друзей со временем коррелирует с депрессией и сердечными заболеваниями. Но действительно ли такие «друзья» хуже врагов? Хотите верьте, хотите нет, но двуличность присутствует в половине отношений. Исследования показывают, что мы встречаемся с ними не реже, чем с реальными друзьями.
Иногда ложные друзья — это просто люди, которые нам не подходят, но в других случаях они — самовлюбленные нарциссы. Физик Бернард Бейли остроумно пошутил: «Когда нарциссы откроют центр Вселенной, многие будут разочарованы, узнав, что это не они сами». Что же не так с этими людьми? Нарциссизм появляется тогда, когда человек прекращает попытки унять неуверенность, полагаясь на людей, и вместо этого обращается к воображаемому «я», которое всех превосходит.
Каждый иногда представляет жизнь, где он богат и восхитителен. Это нормальное человеческое желание. Мы мечтаем, что враги будут раздавлены нашими сапогами, унижены на городской площади и безжалостно замучены… Ладно, возможно, это только у меня. Как отмечает доктор Крейг Малкин, разница в том, что нам просто нравится мечтать, а нарциссы от них этих мыслей зависимы. Большинство из нас находят силу в других, нарциссы находят ее только в себе. Отсутствие эмпатии — центральная причина этого расстройства. Для нарциссов «быть лучше важнее, чем быть в гармонии». А как же ситуация, когда друг оказывается в беде? Для нарцисса нуждающийся друг — это просто слабый человек.
Так как же лучше всего вести себя с нарциссом? Ответ прост: никак. Скажите «пока-пока» и бегите прочь так быстро, как только можете. Эта первая рекомендация, но обычно мы просто не хотим этого делать. Но что, если отказаться от контакта — не вариант? Или вы действительно верите, что этого «друга» можно спасти?
Если у человека полное НРЛ (нарциссическое расстройство личности), забудьте об этом. Я скорее посоветую вам вырезать самостоятельно аппендицит, чем пытаться изменить клинического нарцисса. Угадайте, насколько хорошо действует терапия? Часто результата просто нет. А в основном у них бывает «отрицательный результат лечения» — им становится хуже. Документально подтверждено, что «встречный перенос» — большая проблема в терапии нарциссов. То есть они манипулируют даже специалистами, которые пытаются их лечить. И вы испортите свои отношения с другими людьми, если будете пытаться противостоять им.
Но если нарциссы субклинические, то шансы есть. Мы будем использовать «подсказки эмпатии». У нарциссов существуют проблемы с эмпатией, но исследования показывают, что у них она не отсутствует полностью — скорее их эмпатическая мышца слаба. Более дюжины работ рассказывают, что у нарциссов более низкого уровня эту слабую мышцу можно активировать и усилить со временем. Важно помнить, что все это носит эмоциональный, а не когнитивный характер.
Указывая пальцем на нарцисса, говоря ему, что он сделал неправильно и рассказывая о своих желаниях, вы просто предоставляете ему инструкцию о том, как эффективнее вами манипулировать. Ваша цель — эмоционально погрузиться в его личность, то есть речь идет о критических чувствах, а не критическом мышлении.
Замечательно, что подсказки эмпатии — это одновременно и лакмусовая бумажка и лечение. Если нарцисс не реагирует, он преодолел клинический порог. (Следующий шаг — чеснок и кол в сердце). Но если наблюдается отклик, то помогите ему исправиться.
1. Подчеркните сходство
Исследование «Смягчение связи между угрожающим эгоизмом и агрессией» показало, что акцентируя внимание на сходствах, вы оказываете больше влияния на нарциссов, чем на не нарциссов. Почему? В этом ракурсе заложено очень хитрое психологическое дзюдо. Исследователи пишут: «Эта манипуляция также извлекает выгоду из слабости нарциссистов — самовлюбленности. Нарциссы любят себя, и если встречают человека, который похож на них, то разве они смогут ему навредить?» И каков же результат? «Нарциссическая агрессия была полностью ослаблена, даже при угрозе эго, когда участники считали, что имеют ключевое сходство с партнером». На это не нужно много времени. Просто скажите нарциссу, что вы родились в один день или обладаете одинаковым типом отпечатков пальцев, и получите эффект. Ты знал, что у нас одинаковая группа крови О+? Теперь ты перестанешь втыкать мне нож в спину? (Нет, на самом деле не надо так говорить.)
2. Подчеркните уязвимость
Здесь необходима осторожность — слабость заставляет хищника наброситься. Но это и есть хорошая лакмусовая бумажка: если они перейдут к эксплуатации, то дело зашло слишком далеко. Если они смягчаются — надежда есть. Стоит обратить внимание на два важных момента: озвучьте важность отношений для вас и раскройте свои чувства. Демонстрация гнева приведет к обратному результату, а вот разочарование на удивление эффективно. В следующий раз, когда нарцисс скажет что-то дерзкое, ответьте: «Это задело мои чувства. Этого ты хотел?». Если он не безнадежен, то пойдет на попятную.
3. Подчеркните сообщество
Как и сходство, этот метод больше воздействует на нарциссов, чем на обычных людей. Исследователи сравнивают его с алкоголем: если вы пьете не регулярно, то напиток действует сильнее. Нарцисс не привык к сопереживанию, поэтому удар окажется намного сильнее. Напомните ему о семье, дружбе и общих связях. Изначально, нарциссы не умеют сочувствовать, поэтому нужно включить эту функцию. И если вы получаете положительный отклик на любое из перечисленных напоминаний, возьмите на заметку уроки дрессировки собак: положительное подкрепление. Вознаграждайте.
Они не изменятся в один момент фрейдистского осознания. Это не диснеевский фильм, и крепкое объятие Гринча не превратит их мгновенно в милашек. Это будет кропотливый, неблагодарный процесс, но он стоит того, если человек вам небезразличен.
Не лишним будет напоминать себе, что и они страдают. Это редко бывает заметно, но это так. Зависеть от мечтаний — это проклятие. Нарциссизм «крепко связан с другими расстройствами», и это такой причудливый способ рассказать, что у таких людей куда больше проблем, чем у героев Vogue. Они чаще страдают от депрессии, тревожности, хронической зависти, перфекционизма, трудностей в отношениях и даже от самоубийств. Мы склонны сочувствовать людям, страдающим от депрессии, тревоги или пограничного расстройства личности. Но нарциссов мы часто считаем просто «плохими». Это как жалеть людей, больных туберкулезом, но считать придурками тех, у кого менингит. Наследственность нарциссизма составляет 45-80%, и по крайней мере два исследования указывают на генетические предпосылки. Да, ваш так называемый друг — не самая приятная личность. Но, возможно, это не его вина.
Так что делать, если нарцисс находится на клиническом уровне, а вы не в состоянии отказаться от общения с ним? Границы и переговоры. Нужно стремиться к противоположности глубокой дружбы — полностью деловым отношениям. Во-первых, установите границы. Чего вы больше не будете терпеть? Что вы будете делать, если они нарушат границы? Будьте тверды и последовательны, но избегайте подлости. Далее идет торг. Время заключить сделку. (Не обращайте внимания на запах серы.) Сосредоточьтесь на взаимовыгодном сотрудничестве. Нарциссы часто идут навстречу, если им что-то от вас нужно. Убедитесь, что они платят заранее и всегда по цене выше рыночной. Судите о действиях, а не о намерениях. И последний хороший ход от клинического психолога Альберта Бернштейна: когда они замышляют что-то нечестное, просто спросите: «Что подумают люди?» Они не чувствуют вину, но испытывают стыд, а нарциссы очень заботятся о своем имидже …