Ключевая стратегия роста — дорога в гору. Идея проста: пробуйте разные возможности, продолжая делать то, что получается, и отказываясь от того, что не получается.
Попробуйте представить эту стратегию как поиск самой высокой точки ландшафта, окутанного туманом. Эту точку не обязательно видеть, чтобы идти к ней.
В большинстве случаев это хороший подход. Он объясняет, почему мы хорошо делаем то, что повторили множество раз. Но проблема возникает тогда, когда сначала нужно сделать что-то хуже, прежде чем прийти к высокому результату.
Обучение — одна из таких ситуаций. Действия, улучшающие краткосрочную производительность при выполнении задачи, не всегда приводят к значительному и продолжительному улучшению. Краткосрочный эффект легче заметить — и вот вы уже в ловушке. Студенты выбирают стратегии, при которых им кажется, что они усвоили материал, но как только приходит время экзаменов, они терпят неудачу.
Психолог Роберт Бьорк призывает решать эту проблему, намеренно создавая себе трудности: то есть делать то, что выглядит хуже в краткосрочной перспективе, но лучше — в долгосрочной.
Вот три способа:
- Интервал. Представьте, что вам необходимо выбрать между десятью повторениями какого-то действия подряд и десятью подходами с интервалами в несколько часов или дней. Первый вариант кажется более легким, ведь так вы получаете мгновенное преимущество. Второй способ сложнее, но ведет к лучшему запоминанию. Тем не менее студенты избегают интервалов и выбирают зубрежку.
- Вариативность. Предположим, вы отрабатываете теннисные удары. Следует усовершенствовать удар справа, прежде чем переходить к удару слева? Или работать над обоими одновременно? Интуиция подсказывает, что проще разобраться с одним, прежде чем переходить к следующему, но исследования говорят об обратном.
- Тестирование. Следует ли перечитывать информацию или лучше отвечать на вопросы по теме? Подавляющее число студентов выбирают перечитывание в качестве стратегии обучения. Однако практическое тестирование — один из самых эффективных изученных методов обучения, в то время как перечитывание — один из худших.
Почему трудности привлекают?
Пока невозможно точно сказать, почему намеренные трудности имеют ценность.
Бьорк утверждает: то, что мы изучаем, никогда не стирается из памяти. А вот попутную информацию мы забываем, потому что способность извлекать ее из памяти ослабевает из-за конкуренции с другими воспоминаниями.
Согласно его теории, сила воспоминаний возрастает, когда человеку удается вспомнить что-то труднодоступное. Мозг как будто говорит: «Вау! Это было важно, и я едва вспомнил об этом! Лучше зафиксировать эту связь». А когда вспомнить легко (потому что вы выучили информацию или ответ был перед вами), приходит противоположный сигнал, и пользы от этого, соответственно, меньше.
Даже неспособность вспомнить — это не всегда плохо. Ошибки и заблуждения, допущенные во время обучения, наносят ущерб в долгосрочной перспективе. Тем не менее, они также способствуют усвоению материала, если правильный ответ дается незамедлительно.
Контекстуальное препятствие и выявление контрастов
Хотя теория Бьорка объясняет три основные намеренные трудности, упомянутые выше, есть еще одно возможное преимущество вариативности. Применяя на практике две похожие идеи или концепции, вы лучше замечаете разницу между ними.
Например, я учил китайский язык по флэш-картам. Некоторые иероглифы очень похожи друг на друга. Изучая их по отдельности, трудно заметить разницу между 已 и 己. Однако, если положить карточки рядом, обратить на это внимание будет гораздо проще.
Это подходит ко многим навыкам решения проблем. Математические задачи часто преподают блоками. Изучая определенную тему, вы решаете множество однотипных задач, пока не добьетесь хороших результатов. Затем вы переходите к другому типу задач и повторяете тот же процесс. Проблема такого подхода заключается в том, что вы не учитесь находить способы решения для разных типов задач, поскольку в каждом конкретном случае это очевидно.
Можно увеличить масштаб еще больше. Сдавая экзамен по математике в средней школе, вы знаете, что все заданные вопросы будут относиться к темам текущего семестра. Но, столкнувшись с проблемой в реальном мире, вы не решите задачу с помощью математических правил, изученных на занятиях. Вот почему перенести математические навыки в реальную жизнь так сложно.
Все ли трудности желательны?
Некоторые трудности помогают обучению. Но не все.
Работа по теории когнитивной нагрузки указывает, что подходы, повышающие усилия на обучение, обычно приводят к худшим результатам для типичных студентов. Это, например, решение задач, которым вас не обучали, необходимость вникать в различные источники информации для выявления сути, умение игнорировать лишние данные в поисках ответа.
Ценность желательных трудностей, кажется, находится в континууме. Когда вы только начинаете изучать предмет, нужны четкие объяснения, примеры и немедленная обратная связь, чтобы закрепить в голове первоначальную схему. А затем именно намеренные трудности закрепляют эффект практикой.
Это говорит о существовании зоны оптимального обучения. Сложность в том, что в ней используется почти вся доступная ментальная пропускная способность. Но это не настолько трудно, чтобы постоянно ошибаться при применении полученных знаний.
Сложность обучения заключается в том, что система вознаграждения часто отталкивает нас от зоны оптимального совершенствования при помощи простой модели немедленного доведения производительности до максимума. Мы ищем способы облегчить жизнь в настоящее время, даже если это ограничивает рост в долгосрочной перспективе.