Реакция «бей или беги» развивалась на протяжении тысячелетий, провоцируя ускорение реакций тела и разума, чтобы увеличить шансы на выживание. Физические изменения, которые вызывает реакция «бей или беги», включают учащение сердцебиения и дыхания, выброс адреналина, расширение зрачков, бледность или покраснение кожи, поскольку кровоток перенаправляется к тем частям тела, которые необходимы для выживания, мышечное напряжение и притупление болевых ощущений. Эмоциональные изменения включают в себя переживание страха или гнева для мотивации поведения, направленного на выживание. Психологические изменения включают сужение внимания к воспринимаемой угрозе и ускорение мышления для быстрого принятия решений и действий.
Все эти изменения были весьма эффективны, когда мы жили в Серенгети 250 000 лет назад (когда мы впервые стали Homo Sapiens). Столкнувшись с угрозой существованию, мы могли либо бороться, чтобы преодолеть опасность, либо бежать, чтобы отдалиться от нее, либо замереть и надеяться, что нас не заметят. Но ни борьба, ни бегство, ни застывание на месте, скорее всего, не помогут нам «выжить» в бетонных джунглях или пригородных саваннах 21 века.
Прежде чем перейти к главной теме, позвольте мне прояснить, что я имею в виду под угрожающей ситуацией в современном мире. Если вы живете в одной из развитых стран, то редко когда вашей физической жизни угрожают таким образом, что требуется активация инстинкта выживания. В то же время мы регулярно сталкиваемся с угрозами выживания другого типа, включая угрозы самоидентификации, самооценке и целям. Мы, люди, недостаточно развиты, чтобы наш примитивный мозг знал разницу между угрозами для физической жизни и угрозами для жизни психологической. В результате мы одинаково реагируем на оба вида угроз тремя основными способами.
Бей, беги или замри в 21 веке
Давайте рассмотрим современные ситуации, которые мы можем воспринять как угрожающие нашей жизни. В сфере образования угрозой могут быть плохие оценки, неутешительные результаты вступительных экзаменов и невозможность поступить в желаемое учебное заведение. В профессиональной жизни на разных уровнях угрозу представляют неудовлетворительные оценки работы, отсутствие продвижения по службе и, особенно, увольнение. В социальной сфере конфликты с семьей и друзьями, романтические неудачи или расставания, одиночество могут представлять угрозу для многих аспектов психологической и эмоциональной жизни.
Однако можете ли вы представить, что позволили своему примитивному мозгу управлять реакциями на эти «угрозы» вашей жизни (в кавычках, потому что это не физические угрозы, на которые изначально был рассчитан наш примитивный мозг)?
Давайте рассмотрим, как три типа реакции, бей, беги или замри, будут действовать, скажем, при расставании с любимым человеком. Драка не только подтвердила бы решение вашего бывшего партнера прекратить отношения, но если бы драка вышла из-под контроля, это могло бы привести к вызову полиции и возбуждению уголовного дела, что стало бы реальной угрозой вашему выживанию.
А как насчет бегства? Да, бегство от разрыва и, таким образом, физическое и эмоциональное отдаление от источника боли может быть здоровой реакцией на сердечные страдания. Это может дать вам возможность пережить потерю и двигаться дальше по жизни.
Однако, бегство от разбитого сердца часто приводит не только к отдалению от бывшего партнера, но и к бегству от других более позитивных аспектов жизни, включая работу, друзей, физические упражнения и здоровые привычки, а также ведет к более экстремальным способам обезболивания сердечной раны, таким как переедание, употребление алкоголя и наркотиков. Поступая таким образом, вы, как минимум, лишаете себя других источников смысла, удовлетворения и радости, которые могли бы помочь смягчить боль. Как максимум, вы дорого расплачиваетесь своим психологическим, эмоциональным и физическим здоровьем и благополучием.
И наконец, поможет ли третий тип реакции — замереть — справиться с болью от разбитого сердца? Понятие «замереть» имеет для меня два основных значения. Во-первых, в буквальном смысле: оставаться на месте и не двигаться. Это, скорее всего, не помешает вашему бывшему партнеру заметить, что вы все еще там. А если вы долго не будете покидать место, где произошел разрыв, будь то квартира вашего бывшего партнера или уличное кафе, то это может привести к вмешательству правоохранительных органов. В любом случае реакция «замри» не изменит решения вашего бывшего партнера.
Префронтальная кора в деле
Что же делать нам, эволюционировавшим существам, если наименее развитая часть мозга часто играет такую огромную роль в том, как мы реагируем на события, которые, хотя и не угрожают физической жизни, могут представлять угрозу для других важных аспектов? Лучшим ответом было бы задействовать более развитую часть нашего мозга, а именно кору головного мозга и, более конкретно, префронтальную кору (ПФК), которая контролирует способность делать осознанный выбор.
Я использую метафору «развилки дорог» для описания способности нашей ПФК рассматривать различные дороги, по которым мы можем пойти, уметь определить, какая из них плохая (плохое чувство, плохой пункт назначения), а какая хорошая (хорошее чувство, хороший пункт назначения), а затем выбрать наиболее выгодную для нас дорогу. Как я надеюсь, уже стало понятно, что реакции «бей, беги» (или «замри») явно лишены этой способности, и все они, скорее всего, приведут вас на плохую дорогу.
Но противостоять миллионам лет эволюции — задача не из легких. Она требует от нас объединения всех эволюционных ресурсов, чтобы предотвратить быструю инстинктивную реакцию в ответ на воспринимаемую угрозу (т.е. подавить миндалины и позволить ПФК взять на себя ответственность в этих эмоционально заряженных ситуациях).
Как только префронтальная кора вступает в игру, мы можем рассмотреть различные «дороги» (т.е. варианты), которые нам доступны, взвесить все за и против, сравнить их ближайшие и долгосрочные выгоды и затраты, а затем выбрать наилучший вариант в данных обстоятельствах.
В случае с романтическим разрывом, если позволить ПФК быть вашим проводником, это, скорее всего, приведет вас к гораздо лучшему, хотя и не менее болезненному результату. После того, как вам сказали: «Все кончено», вы, вероятно, почувствуете прилив эмоций, поскольку ваша лимбическая система обрабатывает печальную новость и готовится реагировать на угрозу вашему «выживанию».
Однако ПФК вмешается и не позволит миндалинам диктовать рефлекторную реакцию. Вместо этого вы выразите свою печаль, пожелаете своему теперь уже бывшему партнеру всего наилучшего и тихо уйдете. Когда вы вернетесь в свой дом, ваша ПФК может переключиться в режим «контроля». В свою очередь, ваши миндалины могут взять на себя управление, позволяя вам полностью переработать эмоции, связанные с расставанием, и дать вам возможность погоревать. В то же время, ПФК должна быть постоянно бдительной, чтобы убедиться, что ваша лимбическая система не попытается запустить одну из трех реакций («бей, беги, замри») и не создаст еще больше проблем в будущем.