За последнее десятилетие число людей, которые говорят о себе как о «духовных, но не религиозных», продолжает расти. В 2017 году исследовательский центр Pew Research обнаружил, что четверть опрошенных относят себя к этой категории.
Социолог Уэйд Руф Кларк утверждает, что нынешняя тенденция началась с поколения бэби-бумеров, которые стали более широко изучать духовные течения в 1960-х и 70-х годах.
Люди, занимающиеся духовными практиками, могут адаптировать различные их формы, одновременно принимая некоторые религиозные составляющие или полностью их отвергая. Многие ученые считают это попыткой противостоять религиозному авторитету. По мере того как люди исследуют различные духовные ресурсы, они могут сочетать такие формы практики, как йога или медитация, а также воспринимать повседневный жизненный опыт как часть духовного пути.
В 2020 году совместно с коллегой-исследователем я начал изучать, какие повседневные занятия можно рассматривать как духовную практику.
Опираясь на данные других исследований, которые указывают на сходство между спортом и религией в современном обществе, мы расспросили скейтеров в скейт-парках о том, как они относятся к любимому делу.
В ходе проведенного исследования мы убедились, что некоторые люди находят элементы духовности в занятиях скейтбордингом.
Взаимодействие с суровой городской средой
Для нашего исследования мы проводили много времени в трех местных парках для скейтбординга, чтобы завязать доверительные отношения со скейтерами. Моя коллега по исследованию — скейтер, и она рассказала мне о некоторых трюках, культуре скейтбординга и сленге. Отметив завсегдатаев, мы начали проводить интервью, расспрашивая скейтеров о стиле, приемах и, наконец, о том, что для них значит скейтбординг. Из-за пандемии мы обратились к скейтерам с просьбой заполнить открытый онлайн-опрос. Нам удалось собрать семь интервью и 24 ответа в опросе. Ни один из наших респондентов не связывал себя с какой-либо религиозной традицией.
Люди, у которых мы взяли интервью, часто отмечали, что скейтбординг для них — это способ осмыслить местные пространства, в которых, как правило, мало живой природы. Принятие окружающего пространства, бетонных тротуаров, лестниц и парковок, может привести к практике развития воображения.
Как оказалось, там, где люди видят привычные аспекты городского ландшафта, скейтбордисты находят возможности для новых открытий. Один скейтбордист объяснил нам: «Я не отношусь к скейтбордингу как к спорту, для меня это возможность ориентироваться и подстраивать под себя городскую среду».
Духовная практика падения
Скейтбординг может быть опасным и ведет к различным видам травм. Беглый просмотр роликов на YouTube дает картину того, как часто скейтеры не справляются с трюками и даже получают травмы при катании.
Проанализировали данные интервью, мы начали понимать, что неудача — это своего рода духовная практика. В то время как во многих религиях целью является стремление к совершенству, духовные практики часто направлены на то, чтобы принять свое несовершенство.
Ученые утверждают, что религия и духовность улучшают спортивные результаты, создавая механизмы для преодоления неудач и травм. Однако другие исследования показывают, что некоторые концепции религиозного перфекционизма на самом деле мешают спортивным результатам.
Мы узнали, что опасные элементы скейтбординга выделяют его из других видов спорта, которые, по сравнению с ним, являются более безопасными. Конечно, в командных видах спорта существует множество рисков, но скейтеры относятся к риску совершенно иначе. Они понимают его как нечто важное и ценное, что нужно принять.
«Ты не всегда будешь удачно приземляться, понимаешь? — объяснил мне один скейтер. — Но так ты и чувствуешь, что жив, в тот момент, когда едва не погиб». Неудачи и падения — это неотъемлемая часть практики, духовный обряд посвящения. «Падать — это половина победы, если не больше. Это как обряд посвящения в скейтбордисты. Это не твой друг. И тебе это не понравится. Зато это быстро вернет тебя с небес на землю».
Более того, обряд падения доказывает подлинность скейтера в скейтерском сообществе. «Ты должен быть готов заплатить за свое время кровью, иначе ты просто культурный стервятник», — так рассуждают скейтеры.
Исцеление духа
Чем больше мы разговаривали со скейтбордистами, тем больше понимали, что катание на скейте — это духовное упражнение, возможно, своего рода средство против скуки в современной жизни. Прошлые исследования показали, что скейтбординг дает почувствовать независимость и свободу.
Скейтбординг — это почти как духовный инструмент, позволяющий переосмыслить монотонность жизни в городских условиях. Приземление с кикфлипом или скрежет по перилам дает прилив энергии и ее выход. Один скейтер объяснил нам: «Скейтбординг дал мне независимость, уверенность и способ выразить себя и свои творческие способности».
Другой скейтер сказал нам, глядя на закат: «Ты должен быть готов посвятить себя чему-то, что не имеет никакой ценности ни для кого, кроме тебя самого. Падения учат, что иногда в жизни не все так просто. На пути так много препятствий, но тебе нужно разобраться с ними, учиться, адаптироваться и продолжать двигаться вперед и добиваться цели, которую ты хотел достичь».
Другие отмечали, что скейтбординг сродни медитации. Когда мы попросили другого скейтера просто описать, что такое скейтбординг, он сказал: «Это бесконечность и открытость. Это образ жизни для изобретательного ума. Это бесконечные падения и подъемы. Изобретения. Игра просто ради игры. Развлечение. Вот почему я этим занимаюсь и то, что я чувствую от своего участия, похоже на медитацию, на убаюкивающее, расслабленное состояние — сам акт катания на доске меняет то, как ты двигаешься по жизни».
И хотя существует стереотип о скейтерах как о наглых нарушителях спокойствия, которые портят сооружения, сам скейтбординг кажется некоторым людям способом справиться с условиями современного мира.
Мы не единственные исследователи, обнаружившие взаимосвязь между скейтбордингом и духовностью. Социолог Пол О’Коннор обнаружил религиозные элементы в скейтбординге, такие как иконография некоторых популярных скейтеров и места паломничества, священные в мире скейтбординга. Он даже описывает скейтбординг как «DIY (Do It Yourself — «сделай сам») религию».
Духовные практики не всегда означают что-то сверхъестественное. Духовность часто связана с пересмотром отношения к повседневным делам и приданием смысла упражнениям для того, чтобы человек мог стать лучше.