Site icon Идеономика – Умные о главном

Деньги, счастье, смысл жизни: какая между ними связь

Кадр из мультфильма "Пришельцы в доме"

«Люди думают, что счастье — это что-то определенное: вы либо счастливы, либо нет», — говорит Дженнифер Аакер. Конечно, не все так просто: новые исследования, которые провели Аакер и ее коллеги, не только ставят под сомнение этот подход, но раскрывают, что связь между счастьем и ощущением смысла может меняться в зависимости от нашего финансового положения.

«Это представляет особый интерес, поскольку исследования показали, что когда люди становятся богаче, они испытывают больше счастья, — объясняет Аакер, профессор маркетинга в Стэнфордской высшей школе бизнеса, чьи исследования посвящены теме счастья, смысла жизни и денег. — Но наше исследование предполагает, что природа счастья также меняется в зависимости от дохода».

В исследовании, которое готовится к публикации в журнале Emotion, Аакер и ее соавторы обнаружили, что ощущение смысла жизни обладает более сильной связью с уровнем счастья у людей с низким доходом, чем для тех, у кого больше финансовых ресурсов. Другими словами, люди с большими деньгами могут быть счастливее, но люди с меньшими деньгами считают, что счастье связано с чувством смысла — верой в то, что их жизнь имеет цель, ценность и направление. И, что примечательно, эта связь прослеживается во многих странах мира.

Статья написана в соавторстве с Риа Катапано из Университета Торонто, Джорди Квойдбахом из Бизнес-школы ESADE и Кэсси Могилнер из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе. Работа является одной из первых, в которой исследуется, как доход и богатство влияют на связь между смыслом жизни и счастьем в глобальном масштабе.

Исследователи начали работу с США, где впервые столкнулись с взаимосвязью между смыслом и счастьем по мере снижения доходов. По словам Аакер, сначала они задавались вопросом, было ли это особенностью американцев или случайностью. Тем не менее, когда команда расширила свое исследование для анализа крупномасштабных наборов данных, охватывающих более 500 000 человек из 123 стран на шести континентах, проявились те же закономерности.

«Результаты оказались практически универсальными во многих странах мира, — говорит Аакер. — Среди людей с низким уровнем дохода наличие смысла в жизни более тесно связано с общим ощущением счастья».

Богатство и психическое здоровье

Аакер предупреждает, что эти результаты не стоит использовать для минимизации или отрицания реальных неблагоприятных условий, с которыми сталкиваются люди и сообщества с низким уровнем дохода. «Социальная политика не должна игнорировать важность смысла в жизни», — говорит профессор.

Аакер и ее коллеги считают, что результаты их исследования могут повлиять на меры по укреплению психического здоровья в сообществах и странах с низким уровнем доходов. Согласно исследованиям, приведенным в статье, люди с низким доходом в два раза чаще страдают от депрессии, чем люди с более высоким доходом, а снижение доходов семьи связано с повышенным риском возникновения аффективных расстройств.

Важность смысла

Поскольку все исследования, результаты которых будут приведены в новой статье, изучали именно взаимосвязь, авторы не могут с уверенностью сказать, счастье зависит от чувства того, что в жизни есть смысл, или наоборот. Однако они выдвинули гипотезу о том, что каждый из этих факторов играет определенную роль в развитии другого. «Люди, которым удается найти смысл, испытывают и смысл, и счастье, но те, кто не может найти смысл, несчастливы, что подтверждается другими исследованиями», — говорит Аакер.

Исследователи выдвигают несколько вариантов того, почему смысл имеет более сильную корреляцию со счастьем у людей с меньшим доходом. «Возможно финансовые ограничения создают такую практическую и эмоциональную нагрузку, что люди вынуждены пытаться найти смысл в своей ситуации, — предполагает Аакер, отмечая также, что этот вывод подтверждают другие ученые. — Наличие негативного или сложного опыта и способность найти в нем смысл — это один из путей к тому, чтобы жизнь имела значение».

Аакер и коллеги выдвигают гипотезу о том, что обеспеченные люди имеют больший доступ к «внешним источникам счастья» и поэтому им не приходится полагаться на «внутреннее чувство смысла». Профессор предполагает: «Для более обеспеченных людей эффективным может быть извлечение пользы из того смысла, что у них уже есть в жизни, а не погоня за ощущением счастья».

Аакер и ее соавторы также отмечают, что жизнь наделяется смыслом благодаря опыту, который включает религию и отношения с близкими, а это опыт, не связанный с деньгами.

Источник

Exit mobile version