Как вы думаете, насколько люди похожи на других животных? Возможно, больше, чем вам кажется: согласно новому исследованию, люди, считающие себя более похожими на других животных, с большей вероятностью будут озабочены своим творчеством и начнут заниматься искусством. Почему? Все дело в том, как мы справляемся со страхом смерти, утверждают Ури Лифшин из Университета имени Райхмана и его коллеги.
Все мы знаем, что в какой-то момент, рано или поздно, умрем. Эта мысль не слишком воодушевляет. Согласно теории управления страхом смерти (Terror Management Theory, TMT), чтобы уменьшить этот страх, мы создали системы культурных убеждений, позволяющие нам видеть в себе нечто большее, чем просто смертных животных. Две такие системы – это вера в загробную жизнь и сильная идентификация со своей национальной культурой. Но есть и другие способы обрести чувство бессмертия: допустим, стать знаменитым или заниматься творчеством, которое оставит заметный след.
Чтобы изучить индивидуальные различия в ощущении, что люди больше, чем просто смертные животные, команда использовала состоящую из четырех блоков шкалу «Воспринимаемое сходство себя с животными» (Perceived Similarity of the Self to Animals, PSSA). Участники, например, должны были оценить, «насколько они похожи на других животных». И в первоначальном исследовании, задействовавшем почти 900 студентов, ученые обнаружили корреляцию между более высокими баллами PSSA и баллами по другим показателям, таким как меньшая приверженность национальной идентичности и ощущение важности «быть творческим». Другое исследование, затронувшее более широкий круг взрослых людей, обнаружило связь между высокими баллами PSSA и большей вовлеченностью в искусство, получением от него удовольствия.
В последующем онлайн-эксперименте с участием 189 человек одну группу попросили поразмышлять о собственной смерти, а контрольную группу – об опыте физической боли. Исследователи обнаружили, что среди тех, у кого были относительно высокие баллы PSSA, размышлявшие о смерти сообщали о своей заинтересованности в творчестве (например, в «нестандартном мышлении») больше, чем участники контрольной группы. Ученые интерпретируют это как подтверждение идеи о том, что люди, думающие о своей большей похожести на других животных, более мотивированы использовать творчество как способ справиться с собственным страхом смерти. Однако я должна заметить, что в контрольной группе – вопреки ожиданиям команды – людей с низкими баллами PSSA творчество заботило больше, чем людей с более высокими баллами PSSA. И результаты некоторых дальнейших исследований, на самом деле, были тоже неоднозначны.
Ученые настаивают, что данные их шести исследований подтверждают идею о том, что восприятие себя как других животных напрямую связано со страхом смерти и стремлением к творчеству. Эту связь нельзя объяснить другими параметрами – религиозностью, личностными факторами, верой в эволюцию человека и политическими взглядами.
Тем не менее, в их статье довольно широко представлены статистические тенденции и результаты, имеющие статистически едва различимую значимость. В одном исследовании люди с более высокими баллами PSSA также набрали больше баллов по такой личностной черте, как открытость. Более открытые люди больше интересуются искусством (среди прочего), более креативны и менее традиционны – они с меньшей вероятностью примут национальную или религиозную систему убеждений. Значит, высокие баллы PSSA просто связаны с открытостью?
Команда считает, что воспринимаемое сходство людей с животными важно само по себе. «Наши результаты показывают, что PSSA может быть важным фактором в понимании приверженности творчеству», – пишут авторы работы. И хотя это интересная идея, она требует дальнейших исследований.