Я проснулся среди ночи в полном замешательстве.
Мне приснился школьный пример по математике. Я находился в классе, и на доске мелом было написано простое равенство: 0,8*0,2=0,16
Для ясности: мне редко снятся сны о математике. А когда такое случается, это обычно кошмар, как я проваливаю итоговый экзамен по теоретической физике в колледже.
Несмотря на то, что это был не кошмар, равенство действительно меня заинтересовало. Программа средней школы подтверждает, что 0,8 умножить на 0,2 в действительности равняется 0,16. Меня озадачил скрытый подтекст: произведение двух чисел может быть меньше, чем каждое число (0,16 меньше чем 0,8 и 0,2).
Астрофизик во мне видит в этом смысл. Но во сне я смотрел на равенство глазами новичка, которого результат совершенно сбил с толку. Как такое может быть? Если вы умножите два числа друг на друга, произведение должно быть больше, чем каждый множитель, не так ли?
Сны пишутся исчезающими чернилами. Но этот задержался в памяти на некоторое время, словно послание, которое я должен был понять.
А затем до меня дошел смысл. Когда наше внимание подобно дроби, мы ставим под угрозу результат.
Большинство из нас постоянно дробят свое внимание. Мы проверяем почту во время совещания в Zoom. Одной рукой запихиваем в рот бутерброд, а другой листаем телефон. Когда мы работаем, думаем о развлечениях. Когда отдыхаем, думаем о работе. Мы существуем в этом промежуточном состоянии — мы ни здесь, ни там. Мы отдаем процессу 0,2 или 0,8 вместо полной единицы своего внимания.
В итоге страдает результат. То, что мы получаем, становится меньше, чем то, что мы вкладываем. Мы достигаем лишь малой толики того, на что способны.
После встречи с великими лидерами люди часто говорят: «Он заставила меня чувствовать себя так, словно я — единственный человек в комнате». Представьте, что вы посвящаете такое же полное внимание всему, что делаете, словно других вещей в комнате в этот момент не существует.
Важно глубокое отношение не только к работе. Но и к развлечениям. К отдыху. Глубокое слушание. Глубокое чтение. Глубокая любовь. Глубокая жизнь.
Этот образ мыслей требует осознания собственных ограничений. Когда я пишу, например, мой результат заметно ухудшается после двух часов работы. К четвертому часу я могу работать на 0,2 в лучшем случае. Если я продолжаю через силу, то знаю, что напишу белиберду, которую не стоит даже редактировать. Мне гораздо лучше убрать руки с клавиатуры и уделить внимание чему-то другому.
Это не просто осознание того, что вы делаете. Это выбор одной деятельности перед всеми остальными. Это подход ко всему, что вы делаете с намерением. Часто мы действуем импульсивно, переходя от одного уведомления ко второму, от одного электронного письма к другому, проживая свою жизнь в бешеном ритме.
Но если на мгновение замедлиться и намеренно посвятить все внимание тому, что нужно сделать в данный момент, можно запустить свой внутренний дефибриллятор, который вернет вас к жизни, и вы сможете работать на полную мощность.
Это похоже на рукопожатие лидера. Здравствуй, мое дело. Рад тебя видеть. Я выбрал тебя и только тебя. Я буду относиться к тебе так, словно здесь нет ничего важнее, я игнорировать все остальное.
0,8*0,2 = 0,16. Теперь над моим столом висит записка с этим равенством.
Оно служит постоянным напоминанием о том, что нужно жить глубокой жизнью, высосать весь ее костный мозг, как писал Генри Дэвид Торо, вместо того, чтобы жить, умножая свое внимание на дроби.