Согласно недавнему исследованию, стартапы с горизонтальной организационной структурой часто терпят неудачу.
«Хотя многим предпринимателям не нравится идея иерархии и менеджеров, в конечном итоге, руководители действительно необходимы. Они нужны, чтобы планировать наперед и разрабатывать подходящую иерархическую структуру на более раннем этапе», — объясняет профессор менеджмента Уортонской школы бизнеса Саером (Ронни) Ли.
В своем исследовании «Миф о горизонтальном стартапе: пересмотр организационной структуры» Ли опровергает популярное мнение о том, что компании, особенно созданные недавно, лучше работают без руководителей, которые могут подавлять творческий подход и мешать прогрессу. По его словам, вполне естественно, что основатели компании в начале пути испытывают восторг, генерируя идеи и занимаясь поиском подходящего продукта на рынке. Но сосредоточенность исключительно на краткосрочных целях дорого обойдется в будущем, когда четкое разграничение обязанностей будет необходимо для того, чтобы масштабировать бизнес.
«Со временем многие из нас понимают, что не имеет значения, насколько хороша бизнес-идея или насколько потрясающая собралась команда, неправильное управление может убить бизнес, — говорит Ли. — К сожалению, есть много случаев, когда стартапы терпят неудачу просто потому, что им не хватило организованного управления».
Ли обнаружил, что наиболее успешные компании, которые начинались с горизонтальной структуры, обычно создают вертикаль руководителей, когда количество сотрудников увеличивается на 20 или 30 человек. При таком штате нужны хорошие менеджеры, чтобы поддерживать порядок и не дать компании погрузиться в хаос. Без руководства сотрудники могут потерять направление, уйти в бесконечные поиски, создать проекты, которые они не в состоянии выполнить, и конфликтовать между собой.
«Без руководителя, который сможет при необходимости сдерживать их, они могут начать соревноваться за проекты, и это соревнование может выйти из-под контроля и перерасти в конфликт»,— говорит Ли, отмечая, что сотрудники мужчины, которых обычно большинство, склонны накапливать влияние, когда нет официальной власти. Следовательно, они обеспечивают себе работу над наиболее перспективными проектами, оставляя другим менее значимый вклад в работу.
«Хотя горизонтальная иерархия может способствовать экспериментам и творчеству на ранней стадии, она также способна привести к разрушительным конфликтам и нарушению координации между сотрудниками. Как результат, появляется текучесть кадров и, в конечном итоге, коммерческий провал», — делится Ли.
Найти правильный баланс
Ли признает, что для предпринимателей сложно найти баланс между творческими инновациями и коммерческим успехом. Они часто реализуют одно за счет другого, поскольку сложно достичь всего одновременно. Фильмы — это один из прекрасных примеров: артхаус редко приносит хорошую прибыль, в то время как блокбастеры обычно лишены художественной ценности.
В ходе исследования Ли обнаружил, что компромисса между двумя желаемыми результатами можно достичь при помощи правильной организационной структуры. Вот почему тем, кто запускает стартап, важно подумать, какая иерархия сработает лучше всего и когда ее внедрять.
«Для коммерческого успеха стартапы должны в некоторой степени ограничивать свободу сотрудников, не допускать бесконечного поиска идей. Им также нужно дипломатично выбирать идеи, чтобы не создать конфликты и не лишить мотивации сотрудников, — считает Ли. — И это проще сказать, чем сделать».
По мере того как они создают иерархические уровни, создателям может быть все сложнее удержать сотрудников, что были с ними изначально, поскольку иерархия была горизонтальной. В таких случаях, по словам Ли, будет полезно умерить ожидания сотрудников, дав понять, что руководители появятся, когда проект вырастет.
Главная мысль для предпринимателей — думать о людях не меньше, чем о своем продукте, особенно в первые дни становления бизнеса.
«Поскольку это действительно сложно — осуществить переход от горизонтальной к вертикальной структуре во время активной работы над идеями, — предпринимателям нужно планировать этот процесс заранее, держа представление о структуре в уме», — считает Ли.
Ли и его коллеги провели практический эксперимент с участием 8000 соискателей, чтобы выяснить, привлекают ли стартапы с горизонтальной структурой больше женщин, чем мужчин. Распространено мнение, что женщины предпочитают эту форму, поскольку она может означать большее равенство, чем традиционные иерархии, и предоставлять более здоровый баланс между работой и жизнью. Но исследователи обнаружили, что реклама горизонтальной структуры снижает количество женщин в числе соискателей на 25%.
«Горизонтальная иерархия может непреднамеренно снижать разнообразие в стартапе и в конечном итоге сказывается отрицательно на результате в долгосрочной перспективе», — говорит Ли.