Site icon Идеономика – Умные о главном

Мир не перевернулся: какие неудобные уроки пандемии пригодятся бизнесу

Фото: Kelly Perry/Flickr

Прошлой ночью я видел сон, будто я снова в офисе. Наши длинные общие столы исчезли. Мой рабочий стол со всех сторон окружен прозрачным пластиком, в том числе и пространство над головой, что для парня моего роста означает сутулые плечи и частые свидания с мануальным терапевтом в будущем. Никто ни с кем не разговаривает, только через корпоративный мессенджер. От запаха дезинфицирующего средства некуда деться. И я не могу дождаться, когда уйду домой. Или проснусь.

К счастью, вряд ли наше будущее похоже на этот кошмар. Конечно, многое измениться, и мы все будем обеспокоены необходимостью общения с таким количеством посторонних людей. Но все же будет здорово снова увидеть друг друга вживую, даже если нам придется обойтись без объятий и приветствий.

А что будет потом? После того, как пройдет первоначальный восторг, нам придется вернуться к делам и тому, чтобы перестроить корпоративную культуру, принимая во внимание множество уроков, которым мы научились за прошедшие месяцы. Конечно, некоторые компании вернутся к старым (и часто неработающим) способам взаимодействия с сотрудниками, словно ничего и не случилось. Они упустят огромную возможность. Но те компании, что воспользуются шансом на перемены, по моим прогнозам, будут на гребне волны роста после сложных испытаний.

Аутентичность будет оценена по достоинству

Искренность в моде. Она стала трендом в тот момент, когда ваш ребенок незапланированно сыграл самого себя во время рабочей конференции в Zoom, и мир (фух!) не перевернулся. Она набрала обороты, когда вы заметили стопку немытых тарелок за спиной у боса, когда говорили с ним по видеосвязи, и не стали думать о нем хуже. Мы все живые люди. Неправильные, несовершенные и прекрасные люди. И нам все равно, если кто-то об этом узнает.

Я не думаю, что искренность означает конец эпохи приличий и профессионализма. Я верю, то, как мы проявляем себя в работе, изменится к лучшему. На первый взгляд, это, вероятно, будет означать более расслабленный дресс-код (как оказалось, необязательно носить костюм, чтобы мозги отлично работали). Но настоящее отличие в том, как мы будем действовать и насколько мы готовы открыться.

Уже сейчас мы не стремимся во что бы то ни стало держать лицо, если нам грустно и тревожно. Я думаю, это будет сопровождать нас и в офисе. Быть настоящим полезно для здоровья. Это даже приятно! И если мы действительно усвоили уроки пандемии, то заметим, что наши коллеги и мы сами можем более откровенно говорить о том, идут ли проекты по плану или достигнуты ли результаты, на которые рассчитывали. Плохие новости никуда ни денутся, если их преуменьшать. Лучший путь вперед — это прозрачность, практичность и план действий.

Удаленная работа станет нормальным явлением (наконец-то!)

Если бы мне давали доллар каждый раз, когда я слышал, как кто-нибудь из руководителей высшего звена говорит, что удаленная работа «не для нашей компании», я бы уже много лет назад вышел на пенсию. Теперь все понимают, что эти слова значили: «я не хочу разбираться с этим». Однако, судя по всему, многие прозрели. По данным исследования компании Gartner, 74% финансовых директоров утверждают, что некоторые должности в их компании останутся удаленными на полный рабочий день. Другие говорят, что они позволят своим сотрудникам по желанию работать из дома пару дней в неделю.

Отчасти это только практический вопрос. Наши офисные помещения не предназначены для физического дистанцирования — скорее наоборот. Самый простой способ адаптировать новый стиль работы к старым помещениям — это иметь меньше людей в офисе одновременно, что на практике значит перевести некоторых сотрудников на полностью удаленную работу или скользящий график.

Кроме того, война за таланты не прекращается, несмотря на растущую безработицу. В прежнем мире найм лучших людей означал, что навыки важнее происхождения. В новом мире это значит, что навыки ценнее географии.

Руководители компаний прислушались к сотрудникам и поняли, какое облегчение приносит отсутствие необходимости ездить на работу. Они осознали преимущества удаленной работы, что помогло лучше понять тех, для кого стандартный график — это сложная история.

За последние несколько месяцев мы добились огромных успехов в области виртуального общения. Нам удобнее, чем когда-либо, справляться с видеоконференциями (хотя усталость от Zoom дает о себе знать), и сейчас они используются везде: от совещаний до запусков проектов. У нас появилась привычка делиться информацией в чате, чтобы каждый мог ее увидеть. Даже социальные аспекты работы легко перешли на удаленную основу: виртуальные обеды с коллегами и чаты на тему хобби, где можно непринужденно подшучивать. Люди, да мы справимся. Кризис у нас или нет.

Инструменты удаленного сотрудничества закрепятся и в офисе

Благодаря цифровым инструментам сотрудничества, работа стала доступна где угодно. Это удобно, более инклюзивно, и это останется частью рабочего процесса в будущем. Действительно, этот опыт заставил многие компании принять необходимые меры, особенно тех, что отстали в процессе цифровой трансформации (как бы я ни ненавидел это определение).

Наступило коллективное прозрение, какие методы в работе будут лучшими, и отчасти — осознание, что мы будем жить в гибридном мире удаленной и привычной работы. И даже в те дни, когда вся команда сможет находиться в офисе, встречи все равно будут проходить в Zoom, потому что мы не втиснемся в конференц-залы, как раньше.

Мы уже были свидетелями того, как практика удаленной работы сохраняется, по мере того как вновь открываются офисные здания в Китае. Использование инструментов командного чата остается неизменным, пока работники ориентируются в новых условиях труда. Пару лет назад было обычным делом планировать встречи с учетом графика командировок, потому что никому в голову даже не приходила мысль о видеоконференциях, даже если ожидание задерживало весь проект. Теперь мы не задумываемся о том, чтобы зайти в Zoom на пять минут, если нужно подкинуть друг другу идеи.

А деловые поездки в целом? Не нужно быть гением, чтобы догадаться: их станет меньше.

Новое понимание баланса работы и личной жизни и эмоциональное благополучие

Когда мы вернемся в офис, нас ждет еще одно прозрение (ну, или подтверждение), что культура «всегда на связи» является токсичной. Теперь, когда у всех нас был шанс увидеть, каково это, когда нет физического разделения между работой и домом, мы ясно понимаем, что нужна психологическая дистанция. Даже людям, которые совмещают работу и личную жизнь, нужно свободное время, чтобы восстановить силы и не выгореть.

Психическое и эмоциональное благополучие у каждого подверглось нагрузке. И хотя большинство из нас понемногу приспособились, это дополнительное напряжение будет с нами в ближайшем будущем. Нужно присматривать друг за другом, честно отвечать, как идут дела, потому что это в порядке вещей, если ты сам не в порядке. Руководители должны продолжать поощрять заботу о себе (и показывать пример!), даже если это означает отгул. Коллегам стоит поддерживать личные связи, чтобы оказать друг другу поддержку и чувствовать общность. И всем нам стоит помнить о добром отношении, поскольку любой человек рядом с нами может преодолевать такие трудности, о которых мы ничего не знаем. Это особенно важно для тех, кто боролся с проблемами психического здоровья еще до начала пандемии.

Стратегия бизнеса — способность адаптироваться

Компании с осторожностью относятся к новым идеям, которые пока не подтвердили свою ценность — как из-за экономической ситуации, так и потому, что мы недавно уже убедились, как быстро все может измениться и перечеркнуть даже хорошо продуманные планы. Те компании, что не успели внедрить принципы Agile и глубоко трансформировать процессы работы, в последние месяцы прошли через ускоренный курс обучения гибкости.

Вместо долгосрочных планов и «ставок по-крупному» компании будут пробовать и последовательно прорабатывать разные варианты, что позволит быстро поменять курс, если потребуется. Как руководителям, так и отдельным сотрудникам придется строго расставлять приоритеты, чтобы браться за те проекты, которые будут иметь наибольшее значение. Отсеивайте дела, которые создают лишь иллюзию того, что вы чего-то достигли. Более распространенной станет система обратной связи, как сверху вниз, так и от сотрудников к руководителю.

Подход, когда люди в приоритете, включает в себя умение спрашивать, слушать и реагировать соответствующим образом. И это лучший способ создать актуальное, жизнеспособное производство и лучшая политика компании, которая сможет адаптироваться к переменам. Ведь ваш бизнес настолько устойчив и эффективен, насколько устойчивы люди, которые с вами работают.

Источник

Exit mobile version