Детская застенчивость — не патология, а способ адаптации

Детская застенчивость — не патология, а способ адаптации

Пора перестать перевоспитывать робких и осторожных детей

Фото: Caleb Woods/Unsplash

В свой первый день в школе шестилетняя девочка стоит на лужайке, со страхом цепляясь за ногу матери. Ее учитель вместе с родителями уговаривает ребенка зайти внутрь. Когда девочка узнает, что ей придется пойти в новое здание, наполненное новыми людьми, без родителей, она начинает плакать. И перестает только тогда, когда замечает, что на нее смотрят окружающие. Первые две недели в новом классе она не проявляет инициативы, когда учитель задает детям вопросы. На перемене стоит у стены и смотрит, как другие дети бегают по игровой площадке. Однако по возвращении домой она ведет себя совсем иначе: смеется и болтает громче и смелее, чем в школе. Когда девочка лучше привыкнет к школьной обстановке, то станет вести себя как дома. Таковы застенчивые первоклассники.

Родители и педагоги наверняка встречали детей, которые так же реагируют на незнакомых людей и социальные контексты. Называть это можно по-разному, но застенчивость чаще всего характеризуется настороженностью, страхом или сдержанностью в новых социальных ситуациях. Важен элемент новизны: как и в приведенном выше примере, предполагается, что застенчивость со временем проходит и дети начинают вести себя привычным образом. Во многих странах, особенно в Северной Америке, общительность и энтузиазм высоко ценятся, и поэтому детей поощряют высказываться в разных контекстах, общаться со сверстниками и доверять учителям. В результате родители и учителя часто считают детскую стеснительность патологией и отрицательной чертой, которую необходимо исправить.

Однако, по разным оценкам, от 10 до 15% детей постоянно стесняются, и мы знаем, что тенденция к проявлению страха и избегания в незнакомой обстановке наблюдается у разных видов, культур и поколений. В отличие от социального тревожного расстройства — диагностированного психического заболевания, которое приводит к существенным нарушениям повседневной жизни, — исследователи и специалисты в области психического здоровья обычно считают застенчивость нормальной чертой личности. Такое широкое распространение застенчивости дает возможность предположить, что она выполняет адаптивные функции. Действительно, застенчивость не всегда бывает недостатком или проблемой, и в некоторых ситуациях она помогает приспособиться к обстоятельствам.

Исследования показывают, что застенчивые дети лучше умеют обнаруживать социальные угрозы в окружении, чем не застенчивые. Столкнувшись с новой социальной ситуацией — например, знакомясь с новым сверстником или взрослым — застенчивые дети воспринимают ее как нечто пугающее. Соответственно, они используют бдительность (например, пристально смотрят) или избегание (например, отводят взгляд) в качестве поведенческих стратегий, чтобы узнать больше о потенциальной угрозе либо защитить себя от нее. Поведенческие реакции застенчивых детей в новых социальных ситуациях, вероятно, сопровождаются изменениями в их теле и мозге. Например, когда робкий ребенок попадает в новую социальную обстановку, вполне вероятно, что он чувствует учащенное сердцебиение или ему становится жарко. Различия в поведенческих, нервных и физиологических реакциях лежат в основе других связанных характеристик, таких как осторожность, которая ассоциируется с застенчивостью у женщин.

Хотя усиленный поиск угроз и осторожность выглядят отрицательными характеристиками, они выполняют важные адаптивные функции для детей, поскольку люди — чрезвычайно социальный вид. Помимо потенциальных физических угроз в окружающей среде (таких как голод или насилие) люди сталкиваются с потенциальными социальными угрозами (такими как остракизм). Поскольку стеснительные дети, как правило, «смотрят, прежде чем прыгать», они чаще обнаруживают возможные угрозы, что побуждает их вести себя более осторожно. Например, застенчивая девочка быстрее заметит недоброжелательность сверстника или хулигана из-за более низкого порога обнаружения угрозы. Она не станет сразу рассказывать что-то о себе и тщательно обдумает, стоит ли заводить дружбу с этим человеком. Соблюдение дистанции помогает осторожному ребенку не стать жертвой хулигана. Это защищает застенчивых детей от конфликтов и негативных социальных оценок.

Наблюдательность и бдительность, которые проявляют многие застенчивые дети, наблюдая за сверстниками со стороны, играют определенную роль в социально-когнитивном развитии. Например, исследователи изучили теорию разума — один из аспектов социального познания, который включает в себя способность учитывать точку зрения другого. Они читали детям сказки и просили описать и объяснить, почему персонажи поступили так или иначе. Эта работа показала, что застенчивость маленьких детей связана с более сложными объяснениями поступков героев рассказа. Внимательно наблюдая за группой сверстников и будучи хорошими слушателями, некоторые застенчивые дети лучше понимают, как развиваются социальные ситуации. Умение ориентироваться в социальных взаимодействиях полезно для развития и поддержания дружеских отношений.

Иногда сверстники, учителя и родители считают положительными качества, связанные с застенчивостью. Такие ее проявления, как робкая улыбка и румянец, сигнализируют о том, что дети хотят общения, но нервничают и беспокоятся, что о них думают другие люди. Учитывая, что многие робкие дети предпочитают избегать социальных конфликтов или наказаний, чтобы оставаться в тени, они в основном придерживаются социальных норм. По данным более ранних исследований, стеснительных детей часто считают хорошо воспитанными, прилежными и послушными. Все эти качества приводят к более позитивным социальным оценкам.

Несмотря на эти потенциальные плюсы, важно отметить, что застенчивость действительно может вызывать некоторые расстройства. Если представить, что шестилетняя девочка, о которой говорится в начале этой статьи, не оттаяла за несколько недель или месяцев в школе, то велика вероятность, что она столкнется с симптомами социальной тревожности. Однако стеснительность сама по себе не приговор к одинокой или трудной жизни. Частично негативные последствия застенчивости связаны с культурной ценностью общительности в Северной Америке. Например, в Китае, где застенчивость традиционно оценивается более лояльно, некоторые ее аспекты связывают с хорошей психосоциальной адаптацией, включая положительную связь с социальным одобрением и отрицательную — с одиночеством. Межкультурные исследования показывают, что восприятие застенчивости обществом и родителями влияет на связанный с нею риск.

Мы предлагаем родителям, опекунам и педагогам, которых беспокоят робкие дети, перестать считать застенчивость патологией и воспринимать ее как инь к яни общительности. Вместо того, чтобы выталкивать детей из состояния застенчивости, полезно подумать о том, как индивидуальные различия в личностях делают социальные отношения яркими и насыщенными. Рассматривая адаптивные функции застенчивости, мы немного ослабляем беспокойство по этому поводу и начинаем смотреть на стеснительных детей в более позитивном свете.

Источник

Свежие материалы