Что, если вы не важны? Что, если все ваши мысли, благородные чувства, великие мечты и ужасные страхи совершенно, абсолютно, решительно не имеют никакого значения? Может быть, вся ваша ментальная жизнь — просто бессмысленный зритель, который наблюдает, как тело делает важные вещи, чтобы вы оставались в живых? В чем собственно смысл мысли?
Эта точка зрения называется «эпифеноменализм» и может быть одной из самых тревожных идей в философии.
Бессмысленный бой часов
В любой день мы принимаем тысячи решений и выполняем бесчисленное количество действий. Мы двигаем ногами, чтобы ходить, открываем рот, чтобы есть, улыбаемся друзьям, целуем близких и так далее. Сегодня мы знаем достаточно о нейробиологии и физиологии, чтобы полно и всесторонне объяснить, как это происходит. Мы знаем про активируемые части мозга, про пути, по которым нервные сигналы проходят вверх и вниз по телу, и про способы сокращения мышц и реакцию тела. Короче говоря, мы можем дать полный физический отчет обо всем, что делаем.
Тогда возникает вопрос: в чем смысл сознания? Если можно вполне успешно (или «в достаточной степени», как говорят философы) объяснить поведение человека физическими причинами, что остается на долю мыслей?
Антрополог Томас Хаксли утверждал, что мысли похожи на бой часов. Раз в час мы слышим звук, но он не имеет никакого значения для времени. Точно так же наши мысли и субъективные чувства могут быть очень хорошими и казаться нам особенными, но они совершенно не имеют отношения к делу.
Проблема дуализма души и тела
Все это проистекает из ключевой проблемы дуализма, то есть философской идеи о том, что разум и тело — это разные вещи. В этом есть что-то интуитивное. Когда я представляю летящего дракона с огненным дыханием и кожистыми крыльями, он совсем не похож на ящериц, свечи и летучих мышей из физического мира. Другими словами, вы не можете прикоснуться пальцем или разрезать ножом то, что происходит у вас в голове. Но нам не хочется думать, что наших мыслей не существует. Так что же они такое?
Проблема дуализма состоит в том, чтобы понять, как что-то ментальное, нефизическое и субъективное может повлиять на физический мир и особенно на мое физическое тело. А это явно происходит. Например, если я хочу кекс, то протягиваю к нему руку.
Итак, как нематериальное может повлиять на материальное? Эту «проблему причинного взаимодействия» нелегко решить, поэтому некоторые философы предпочитают эпифеноменалистский ответ: «Возможно, наш разум не делает ничего». Если мы хотим сохранить идею о том, что разум существует, но совершенно иначе, чем физический мир, тогда, возможно, стоит отказаться от мысли, что он вообще что-то делает.
Теория интегрированной информации
Тогда в чем смысл сознания? Некоторые эксперты, например нейробиолог Даниэль Де Хаан и философы Джулио Тонони и Питер Годфри-Смит, утверждают, что сознание лучше всего объясняется с помощью «теории интегрированной информации».
В этой теории сознание — это то, что возникает из суммы когнитивных процессов, или, более конкретно, «способность системы интегрировать информацию», как пишет Тонони. Другими словами, сознание — это чистый продукт других действий нашего разума, таких как синхронизация сенсорных потоков, фокусировка на определенных объектах, доступ к различным типам памяти и так далее. Разум — это смотритель в центре огромной сети и результат или побочный продукт всех невероятно сложных вещей, которые ему необходимо делать.
Но такая «эмерджентистская» теория (поскольку разум «возникает» из своих поступков) оставляет некоторые эпифеноменальные вопросы. Похоже, это предполагает, что разум действительно существует, но его можно полностью объяснить другими физическими процессами. Например, если предположить, что сознание — это продукт сложных и разнообразных сенсорных потоков, как предлагает Годфри-Смит, тогда что сознательная мысль на самом деле добавляет к уравнению, чего еще не сделали зрение, обоняние, интероцепция и так далее? По аналогии, если «пробка» — это просто термин, обозначающий сборище легковых и грузовых автомобилей, что добавляет понятие «пробка» к тому, что уже обозначают все эти транспортные средства? Пробка не играет никакой причинной роли.
Это не означает, что сознание — это ошибка и оно не имеет ценности. В конце концов, без него я не был бы собой, а вы не были бы теми, кто вы есть. Не существовало бы удовольствия. Мира вообще бы не было. Невозможно даже представить жизнь без сознания. И эпифеноменализм считает, что физические события, такие как синаптические вспышки и нейронные взаимодействия, действительно вызывают ментальные явления.
Но если идея эпифеноменализма верна, это означает, что наши мысли не добавляют к физическому миру ничего, что еще не существует. Это означает, что мы заперты в своей голове. Все мысли и чувства в конечном итоге бессмысленны или абсурдны. Мы, как дети, которые делают вид, что ведут машину — это очень забавно, но мы по сути ни за что не отвечаем.