Цена самоконтроля: сколько мы готовы заплатить, чтобы не бороться с соблазнами
Ученые обнаружили, что у искушения есть своя цена — в буквальном смысле слова
Образ жизни СаморазвитиеСамоконтроль — или его отсутствие — оказывает серьезное влияние на нашу жизнь. Плохой самоконтроль приводит к чувству одиночества, а люди с более высоким уровнем самодисциплины менее интенсивно испытывают такие состояния, как голод и усталость. Тем не менее, несмотря на эти очевидные преимущества, подавляющее большинство людей иногда теряют самообладание, как бы ни старались сдержаться.
В новом исследовании, опубликованном в PNAS, говорится о цене самоконтроля. Кэндис Райо и Пол Глимчер с Медицинского факультета Нью-Йоркского университета обнаружили, что люди готовы заплатить реальные деньги, лишь бы не пытаться себя контролировать — и чем сильнее искушение, тем выше его цена.
В первом исследовании, проведенном в лаборатории, участники, придерживавшиеся диетического питания, сначала оценивали пользу, вкус и соблазнительность определенных продуктов, например, чипсов или шоколадных пирожных. Затем они отмечали, какую часть от $10 готовы заплатить, чтобы эту заманчивую еду не оставляли перед ними на полчаса. Затем эти вкусности все-таки ставили перед участниками, но они могли заплатить еще какую-то сумму сверху, чтобы заменить это искушение менее заманчивыми продуктами.
Важно отметить, что каждая их ставка с небольшой вероятностью могла оказаться на своеобразном аукционе, где она сравнивалась со случайной суммой от 0 до $10: если участники предлагали больше, то снэки заменялись на менее соблазнительную еду на оставшееся от 30 минут время, но если они ставили меньше, то чипсы и пирожные оставались на месте.
Результаты показали, что участники были готовы заплатить в среднем 15% от $10, чтобы устранить искушение, и продолжали предлагать такую же сумму на всем протяжении эксперимента, что свидетельствует о стойком желании избавиться от соблазна. При этом 22% участников не справились с искушением и съели предложенные закуски.
Второе исследование повторило первое — только на этот раз участникам сказали, что они потеряют бонус в $15, если съедят соблазнительную еду. И снова участники, соблюдавшие диету, продемонстрировали стойкую готовность платить, чтобы избежать соблазна, предлагая в среднем $2,85 из своих $10, чтобы убрать еду. Таким образом, они потратили больше денег при более высокой цене потери самоконтроля. Интересно, что при озвученном штрафе ни один из участников не съел угощение.
В третьем исследовании перед выполнением задания некоторые участники подверглись стрессу — им нужно было подержать руки в ледяной воде. И эти участники готовы были заплатить еще больше, чтобы избежать соблазнительной пищи. И в последнем исследовании команда обнаружила, что участники готовы заплатить больше, чтобы избежать очень привлекательной еды, по сравнению с менее искушающими продуктами.
Таким образом, участники были готовы платить реальные деньги, чтобы не проявлять самоконтроль перед лицом искушения. Это соответствует данным предыдущих исследований, где говорится, что, столкнувшись с искушением, мы стараемся избегать использования когнитивных ресурсов, таких как самоконтроль, насколько это возможно, полагаясь на другую тактику. Люди тщательно взвешивают затраты на осуществление самоконтроля и его потерю, принимая активные и рациональные решения о том, когда поддаться искушению и чем при этом пожертвовать.
Исследование также говорит: вместо того, чтобы столкнуться с соблазном и добиться успеха, участники предпочитают вообще не подвергаться риску провала. Это полезная стратегия достижения целей (и, вероятно, она уже хорошо известна многим людям, сидящим на диете, которые просто убирают из дома вредные перекусы вместо того, чтобы пытаться их не съесть).
В будущих исследованиях можно изучить, что происходит, когда люди сталкиваются с искушением на неизвестный период времени: все участники этого конкретного исследования знали максимальное количество времени, в течение которого им придется сопротивляться искушению, но если бы не знали, результаты могли быть иными. Изучение нефинансовых издержек, которые люди готовы принять, может быть полезно и в какой-то мере способно объяснить, почему в одних случаях нам удается противостоять искушению, а в других — нет.