Меррилл был парнем, и Линч тоже. Голдман? Чувак, и Сакс тоже. Чарльз Шваб — мужчина, и Э.Ф. Хаттон — тоже. Гордон Гекко был альфа-самцом. А Джордан Белфорт, волк с Уолл-стрит?
Герои или злодеи, победители или проигравшие, реальные или воображаемые, знаковые инвесторы — сплошь мужчины. Но это ошибка, ведь, как выяснилось, женщины зачастую инвестируют лучше.
В этом месяце компания Fidelity представила новые доказательства: в течение 10 лет ее клиенты-женщины зарабатывали в среднем на 0,4% в год больше, чем их коллеги-мужчины. Может показаться, что это немного, но через несколько десятилетий такими темпами накопятся десятки тысяч долларов или даже больше.
«Инвестируйте, как женщина — вот о чем это говорит», — отмечает руководитель департамента женщин-инвесторов и взаимодействия с клиентами в Fidelity Лорна Капуста.
Исследователи не впервые находят доказательства того, что женщины успешнее мужчин в инвестициях. Однако удивительно то, что ни женщины, ни мужчины, похоже, не осознают этого — и в конечном итоге лишают себя важных выводов, которые могли бы помочь представителям обоих полов лучше инвестировать.
Анализ Fidelity охватывает 5,2 млн счетов клиентов (у некоторых людей было более одного счета) с 2011 по 2020 годы. В него вошли индивидуальные пенсионные счета, планы 529 и базовые брокерские счета физических лиц (не финансовых консультантов), но не рабочие счета, такие как 401(k). Никакие стратегии не исключались: тех, кто торговал отдельными акциями, анализировали вместе с вкладчиками паевых инвестиционных фондов.
Источник высокой прибыли женщин — это то, как они торгуют. Или, скорее, чего они при этом не делают. Клиентки Fidelity покупали и продавали вдвое меньше, чем клиенты-мужчины. Vanguard обнаружил аналогичные закономерности при изучении пенсионных счетов за те же десять лет: каждый год ими торговали по крайней мере на 50% больше мужчин, чем женщин.
Это очень плохо. И это доказали два профессора — Брэд М. Барбер и Терренс Одеан — в уже ставшей классикой статье The Journal of Finance (2000 г.) под названием «Торговля — угроза для богатства». По их данным, в 1991-1996 гг. годовой доход индивидуальных инвесторов, которые продавали чаще всего, был на 6,5 процентных пункта хуже, чем общие показатели фондового рынка.
В следующем году эксперты затронули тему торговли и гендера в другой статье под названием «Мальчишки останутся мальчишками». Впрочем, женщины также торговали больше, чем следовало бы, и с 1991 по 1997 год это снижало их чистую прибыль на 1,72 процентных пункта в год. Но еще более частые покупки и продажи мужчин привели к тому, что их прибыль оказалась ниже на 2,65 процентных пункта — более чем в два раза больше, чем потери, что обнаружила у мужчин Fidelity много лет спустя.
Почему мужчины продают и покупают слишком часто? Барбер и Одеан списали это на самоуверенность. А откуда берется самоуверенность? Невролог Уильям Дж. Бернштейн, который много лет назад взялся изучать инвестирование, считает виновником тестостерон.
Этот гормон создает три проблемы для инвесторов: он уменьшает страх, усиливает алчность и в значительной степени способствует чрезмерной самоуверенности. «Тестостерон замечательно влияет на мышечную массу и время реакции, но не слишком полезен для рассуждений», — говорит он.
Если вы почти ничего не боитесь, то, скорее всего, сильно пострадаете при падении рынков, поскольку слишком много денег будет вложено неправильно. А чрезмерная алчность ведет к повышенной рискованности. Что касается самоуверенности, Бернштейн предлагает задать вопрос для самопроверки: «Насколько я уверен в том, что делаю?». «В финансовых делах, если вы в чем-то уверены, значит вы не в своем уме», — утверждает он.
Между тем женщины, вероятно, не так уверены в себе, как следовало бы. Данные Fidelity по этому вопросу совершенно удручающие: в 2017 году только 9% женщин считали, что могут превзойти мужчин в качестве инвесторов. В этом году только 14% женщин признались, что многое знают о сбережениях и инвестировании, а 33% — что чувствуют себя уверенно, принимая инвестиционные решения.
Как же так? Некоторые ответы очевидны, по крайней мере, для женщин, состоящих в браке с мужчинами: долгое время мужья просто контролировали все, что связано с инвестированием. Вероятно, они чувствовали себя вправе это делать, потому что приносили основной доход в семью или считали себя более подходящими для этого занятия. Трудно обрести уверенность без опыта.
Даже попытка инвестировать означает принимать решения при отсутствии полной информации. Это трудно дается женщинам, считает основательница MoneyZen Маниша Такор.
«Роль женщины в обществе — быть совершенной, знать все, прежде чем сделать следующий шаг, — говорит она. — Мужчинам проще принимать решения, не зная всего».
Лорна Капуста из Fidelity также возлагает некоторую вину за неуверенность на то, как индустрия финансовых услуг говорит о себе. «Это жаргон, — говорит она. — Альфа. Бета. Даже то, как называются новые решения. Робоадвайзер. Что такое робоадвайзер?»
Однако инвестирование не должно включать непонятные слова или быть сложным. Купите несколько фондов, в которые входят все акции или облигации определенного сегмента рынка, возьмите на себя разумную долю риска, учитывая свои инвестиционные цели и временной горизонт, а затем оставьте деньги в покое, пока они вам не понадобятся.
Эта последняя часть важна, учитывая, что успех инвестирования во многом зависит от вашего поведения. Основам инвестирования можно научиться за пять минут, но чтобы добиться успеха, нужно держать под контролем свои эмоции пять или более десятилетий.
Вот к чему сводятся исследования, подобные Fidelity. И с появлением новых данных стоит кричать о них во всеуслышание, чтобы больше женщин делали первые шаги в инвестировании или смелее продолжали свой путь, который ведет к огромному успеху.
Есть ли здесь риск отклониться в сторону стереотипов? Безусловно. Мы говорим об усредненных показателях, и вокруг нас множество неуверенных в себе мужчин и бесстрашных женщин. Молодежь ловит каждое слово Кэти Вуд, которая известна своей агрессивной манерой управления деньгами.
Конечно, отсутствие страха и алчность могут привести к богатству удачливых людей любого пола, если они вложатся в горстку акций, которые в конечном итоге выстрелят. Однако это работает только в том случае, если эти вложения оставить на десятилетия и не совершать ошибок, продавая при падении и покупая на взлете.
В недавнем интервью профессор Одеан высказал мнение, что часть денег на счетах Fidelity, которые изучала компания, вероятно, была своего рода игровой валютой. Он не считает проблемой, что люди играют на торгах и могут позволить себе потерять часть денег, если это доставляет им удовольствие. Но это могут быть лишь 10% от общего портфеля, а остальные инвестиции не нужно трогать.
Таким образом, возникает вопрос к женщинам в гетеросексуальных браках и к мужчинам в однополых браках: если вы давно передали ответственность за инвестирование своему супругу, возможно, сейчас подходящий момент, чтобы обсудить, следует ли ваша семья этому правилу 90/10. «Не то чтобы каждый муж покупает GameStop, — говорит профессор Одеан. — Но если ваш покупает, убедитесь, что он тратит на это небольшую часть денег».
Как говорит Капуста, парам следует хотя бы раз в год обсуждать друг с другом инвестиционную стратегию. Но это обсуждение не должно перерастать в спор.
«Можно поговорить об этом за бокалом вина», — говорит она.
И, возможно, вы откроете лучшее друг в друге.