Недавно я заметил, что в моей жизни стало больше подписок: сервисы потокового видео, приложения, которые стали неотъемлемой частью моего рабочего процесса, а также фитнес-сервисы. Есть такое понятие, как усталость от подписок. Особенно это касается цифровых сервисов, которые регулярно выставляют счета, но при этом не предоставляют чего-то нового и ощутимого. И тут я задумался: а разве все вещи, которые мы постоянно докупаем или заменяем на новые, не относятся к услугам по подписке?
Возьмем довольно банальный пример: зубную пасту. Когда тюбик заканчивается, вы покупаете другой, возможно, той же марки (в 41% случаев). То же самое происходит, когда телефон сильно проигрывает новым моделям, когда заканчивается кетчуп, а одежда теряет вид или выходит из моды. Все, что вы покупаете повторно, можно рассматривать как услугу по подписке.
Это относится к теме, о которой я пишу время от времени: инфляция образа жизни. Интересный момент: некоторые люди начинают зарабатывать больше, но их расходы тут же растут вместе с доходами, и они все равно живут на грани своего бюджета. Для них зарабатывать больше значит позволить себе что-то более высокого качества, и они это покупают — вместо того, чтобы откладывать разницу и обеспечить себе финансовую свободу в будущем.
Проблема с покупкой большего количества вещей заключается в том, что мы редко покупаем что-то один раз. Мы привыкаем жить красиво, и на это уходит вся зарплата. Но в конце концов любую вещь приходится заменять. В этот момент возникает выбор: либо вернуться к старому варианту (что никогда не бывает приятным), либо снова заплатить ту же сумму, лишь бы не отказываться от качества жизни или от любимых удобств.
Переосмыслив отношение к услугам по подписке, я изменил и свой подход к покупке новых вещей.
Во-первых, я стал дважды думать при покупке новых вещей — особенно из новых категорий, которые мне нужно будет заменять позже. Если вам хорошо живется без духов, то и не стоит заводить привычку ими пользоваться — вот и на одну подписку меньше (если, конечно, парфюм не несет для вас какого-то особого смысла). Если вы не поддадитесь желанию установить умные колонки в каждой комнате дома, то через несколько лет не придется заменять их на новые.
Во-вторых, я теперь обдумываю покупки, исходя из стоимости использования — то есть, сравнивая разные товары, учитываю срок службы и стоимость замены. Такой подход позволяет шикарно экономить. Пара обуви за $200, которую я буду носить четыре года, принесет вдвое больше пользы, чем пара за $100, которой хватит всего на год (первая пара стоит $4,17 в месяц, вторая — $8,33). Так же дорогой письменный стол для домашнего офиса со временем может оказаться более выгодным, чем дешевый, который вы замените три раза, прежде чем раскошелитесь на тот, что прослужит долго. Вы также сможете продать его дороже: важный фактор, снижающий стоимость предмета со временем (если вы продаете предмет, когда он вам надоел, получается, что вы просто брали его в аренду).
Согласен, что стоимость использования сложно рассчитать. Но все же, на мой взгляд, это одна из лучших тактик для сравнения товаров. Любопытно, что я теперь чаще отвергаю вещи, в которых есть какой-то технологический компонент, из-за чего они устаревают гораздо быстрее, чем что-то хорошо продуманное и аналоговое. Так, «умные кровати» с приложением для отслеживания качества сна, скорее всего, выйдут из строя быстрее, чем обычная, более удобная кровать от компании, дающей 25-летнюю гарантию. Сначала вы заплатите больше, но со временем цена вашего сна, вероятно, снизится.
Подводя итог, можно сказать, что один из способов тратить меньше — это сократить количество «подписок» в своей жизни. Мы не всегда замечаем эти подписки, особенно когда они представляют собой продукты, которые мы покупаем на регулярной основе.
Но помните: каждый товар — это услуга по подписке, если вы не покупаете его только один раз.