Site icon Идеономика – Умные о главном

Марк Мэнсон: Вы — все, что вы потребляете

В 1964 году теоретик СМИ Маршалл Маклюэн написал знаменитую фразу: «Средство коммуникации — это уже сообщение». Его точка зрения заключалась в том, что способ получения информации часто имеет такое же, если не большее, влияние, чем содержание самой информации.

Маклюэна, вероятно, вдохновили культурно-неспокойные 1960-е и появление телевизора почти в каждом доме. Он утверждал, что телевидение — это средство коммуникации, которое вызывает у зрителя некую бездумную пассивность. Такой зритель становится особенно внушаемым к любой информации или развлечениям, воздействию которых он подвергается, и, следовательно, его легко склонить к доминирующим взглядам.

Если задуматься, это логично. В отличие от чтения книги или прослушивания музыки, для просмотра телевизора нужно ничтожное количество усилий. Понятно, почему такой способ развлечения особенно любят ленивые люди. Вы просто выбираете канал и позволяете ему кормить вас бесконечными изображениями чего-то красивого и захватывающего. Телевидение до потокового вещания было чистым идиотизмом, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, по запросу. Вы просто как бы… сидели в нем. Контент создавался не для того, чтобы радовать или информировать, а для того, чтобы вы тупо смотрели.

Неудивительно, что исследования результатов телевизионного потребления, как правило, ужасны. Люди, которые смотрят кучу телепередач, обычно более несчастны, нездоровы и параноидальны в отношении окружающего мира. Дети, которые без остановки смотрят телевизор, обладают худшими когнитивными способностями и у них больше шансов заработать поведенческие и социальные проблемы. Когда мое поколение было маленьким, наши мамы говорили, что телевизор разрушает мозг. И хотя это было немного драматично… они, кажется, что-то знали.

Почему чтение — не такой отстой

На противоположной стороне спектра «средство коммуникации — это уже сообщение» находится написанное слово. Чтение обладает множеством когнитивных преимуществ, и это, вероятно, связано с природой этого средства коммуникации.

Например, чтение моей статьи требует умственных усилий. В отличие от телевидения, как только вы перестаете что-то делать, информация перестает поступать. Концепции должны быть интерпретированы, а затем сформулированы и визуализированы у вас в голове. Если я напишу про бестолкового осла, который пытается спариться с протекающим пожарным гидрантом, ваш разум начнет рисовать эту долбанную сцену. И он не просто рисует ее, а вы сами диктуете, как это делать. Осел одинок и грустен? Жестокий хозяин избивает его в наказание? Или пожарный гидрант его чем-то привлекает?

Прежде чем это станет слишком странным, я хочу подчеркнуть, что чтение по своей сути интерактивно. Передача информации зависит не только от того, что я пишу эти слова, но и от того, что вы активно читаете, интерпретируете и реагируете на них.

Затем этот рост умственных творческих усилий приводит ко всевозможным положительным результатам. Чтение делает нас более чуткими, улучшает концентрацию внимания, улучшает логическое мышление и так далее.

Новые медиа могут идти в любом направлении

Все это актуально, потому что с интернетом у вас есть полный контроль не только над тем, что вы потребляете, но и над средствами коммуникации, с помощью которых вы это делаете.

Мне кажется, что некоторые медиа, как и телевидение до потокового вещания, оптимизированы для максимального привлечения и удержания внимания любой ценой. По сути, они были кликбейтами до кликбейтов.

Но есть медиа — длинные подкасты, качественно сделанное потоковое телевидение, некоторые (но не все) видеоигры и т.д. — которые похожи на чтение. Они поощряют постоянное внимание, предлагая новые мощные концепции или уникальные образы.

Маклюэн писал в то время, когда выбор средств массовой информации был ограничен. У человека было несколько телеканалов и местная газета — и все. В результате средство информации/развлечений, которое доминировало в то время, во многом определяло контуры культуры.

Но сегодня у нас масса информационных медиа, среди которых можно выбирать. Если вы хотите научиться медитировать, есть истории в Instagram, видео на YouTube, подкасты, твиты или подробные письменные объяснения. Это стол изобилия с горячими, дымящимися и готовыми к употреблению яствами.

Вот почему я называю борьбу за выбор средств информации «диетой внимания», а не «режимом внимания» или «учебной программой по вниманию» или как-нибудь еще. Когда вы что-то едите, эта пища буквально генерирует клетки, из которых состоит ваше тело. Так что если достаточно долго питаться всякими отбросами, тело станет… ну, вы поняли.

А выбирая, какие медиа использовать, вы выбираете свои будущие мысли, перспективы и мнения. И если выбрать ерунду, то и в мыслях будет ерунда. Дело не только в том, что вы — то, что вы едите. Вы — все, что вы потребляете.

Источник

Exit mobile version