Site icon Идеономика – Умные о главном

Смирение и забота: 6 шагов к осознанному путешествию

Кадр из фильма «Тропы»

Почему люди так любят путешествовать? Что их привлекает?

Как профессор религии, психологии и культуры, я изучаю опыт, который лежит на пересечении всех трех дисциплин. После изучения путешествий я был поражен неразрешимыми парадоксами: многие из нас стремятся уехать куда-то, чтобы жить моментом, мы мчимся к месту назначения, чтобы сделать передышку, мы заботимся об окружающей среде, но при этом оставляем углеродный след.

Многие люди надеются вернуться домой преображенными. Путешествие часто воспринимается как то, что антропологи называют «обрядом перехода»: структурированные ритуалы, в которых люди отделяют себя от привычного окружения, изменяются и возвращаются омоложенными или «возрожденными».

Но путешественники не просто озабочены собой. Желание исследовать — это, возможно, определяющая черта человека, но способность реализовать это — привилегия, которая дорого обходится принимающим сообществам. Индустрия туризма и ученые все больше заинтересованы этичными путешествиями, когда сводится к минимуму вред, наносимый посетителями.

Медиа заваливает туристов советами и завлекательной информацией о том, куда поехать и чем заняться. Но для того, чтобы достичь более глубоких целей преобразующего этичного путешествия, нужно переосмыслить вопросы «зачем» и «как».

При написании книги «Просто путешествие» (Just Traveling) я изучал священные писания и исследовал выводы психологов, социологов, специалистов по этике, экономистов и ученых в области туризма. Я считаю, что осмысленное путешествие лучше всего понимать не как трехэтапный ритуал, а как практику из шести шагов, основанную на человеческом опыте. Эти шаги могут повторяться и накладываться друг на друга в рамках одного и того же путешествия.

1. Предвкушение

Путешествие начинается задолго до отъезда — с изучения и планирования. Но предвкушение — это больше, чем просто логистика. Голландцы метко называют это «voorpret»: буквально, удовольствие от ожидания приятного события.

То, чего люди ожидают в той или иной ситуации и как они это делают, может повлиять на их опыт в лучшую или худшую сторону — даже когда дело касается предвзятости. Психологические эксперименты, например, показали: когда дети ожидают более тесного сотрудничества между группами, их предубеждение в пользу собственной группы уменьшается.

Но феноменология, отрасль философии, изучающая человеческий опыт и сознание, подчеркивает, что предвкушение также и «пусто»: наши сознательные намерения и ожидания того, что должно произойти, могут реализоваться или быть разрушенными неопределенным будущим.

Помня об этом, путешественники должны оставаться открытыми к неопределенности и даже разочарованию.

2. Отъезд

Отъезд пробуждает глубокие эмоции, связанные с самым ранним опытом расставания. Психологи изучают стили привязанности у младенцев, которые определяют степень защищенности людей в отношениях, и продолжают формировать нас во взрослом возрасте. Это влияет на то, насколько комфортно люди чувствуют себя, получая новые впечатления и покидая дом, а значит и на их подход к путешествиям.

Одни путешественники уезжают с воодушевлением, а другие сомневаются или испытывают чувство вины за облегчение и восторг по поводу отъезда. Осознанность в отношении этапов путешествия помогает людям справиться с тревогой.

3. Покорность

Туристы не во всем могут контролировать свое путешествие: рейсы отменяют, автомобили ломаются, а прогноз погоды, обещавший солнце, ошибается. В какой-то степени путешественникам нужно покориться неизвестности.

Современные западные культуры считают «покорность» чем-то негативным — как поднятие белого флага. Но в качестве терапевтической концепции она помогает людям избавиться от подавляющих привычек, обрести чувство целостности и ощутить единство с другими людьми. Перфекционист учится понимать, что изменение маршрута не испортит впечатления от путешествия, и избавляется от страха перед неудачей. Человек с сильным чувством независимости становится более уязвимым, когда о нем заботятся незнакомцы.

Фактически, некоторые психологические теории утверждают, что «личность» жаждет покорности как освобождения, ищет способы избавиться от защитных барьеров и обрести свободу от попыток контролировать свое окружение. Если принять это, то легче справиться с тем фактом, что все может пойти не по плану.

4. Встреча

Встреча — четвертый этап путешествия — это приглашение по-новому открыть себя и других людей.

Во всех культурах есть неосознанные «правила распознавания» — укоренившиеся обычаи и образ мышления, которые затрудняют установление межкультурных связей. Под действием осознанных и неосознанных стереотипов, путешественники воспринимают некоторых людей и разные места необразованными, опасными или бедными, а местные жители считают туристов богатыми и невежественными.

Чтобы выйти за рамки этих стереотипов, путешественники должны понимать, какое поведение может добавить напряженности во взаимодействия — поэтому, например, стоит узнать темы, которых следует избегать в разговорах, а также соблюдать местный дресс-код.

Во многих частях мира эти проблемы усугубляются наследием колонизации. Из-за этого на Западе небелые группы по-прежнему считаются экзотическими, опасными и низшими слоями общества.

Чтобы преодолеть эти барьеры, требуется культурное смирение, которое глубже, чем просто «культурная компетентность». Культурному смирению способствуют такие фразы, как «Я не знаю», «Пожалуйста, помогите мне разобраться» или «Как мне…»

5. Забота

Забота предполагает преодоление «привилегированной безответственности»: когда путешественник не считает, что он привилегирован, а другие люди — нет.

Путешествие становится безответственным, когда туристы игнорируют несправедливость и неравенство, свидетелями которых становятся, или то, как их путешествия усугубляют климатический кризис. С этической точки зрения «сочувствия» недостаточно: путешественникам нужно проявлять солидарность как акт «заботы». Нанимайте местных гидов, питайтесь в семейных ресторанах и проявляйте заботу о местных ресурсах, таких как еда и вода.

6. Возвращение

Путешествия заканчиваются, и возвращение домой порой дезориентирует. Это может проявиться в обратном культурном шоке, но этот шок уменьшается, когда туристы делятся пережитым с окружающими, поддерживают связь с местами, которые посетили, углубляют свои знания о них и их культуре, предвкушают возможную новую поездку или вовлекаются в проблемы, которые обнаружили во время путешествия.

Я считаю, что размышления над этими шестью фазами способствуют развитию осознанности, необходимой для преобразующего этичного путешествия. А в условиях пандемии очевидна потребность в осознанных поездках и уважительному отношению к принимающим сообществам.

Источник

Exit mobile version