Предприниматель, партнер венчурного фонда GRP Partners и популярный блогер Марк Састер много пишет о стартапах и предпринимательстве. В этом посте — его мнение о том, как должна строиться команда в новой компании.
Я часто говорю, что настоящих предпринимателей от экспертов и наблюдателей отличает склонность добиваться результата, а не анализировать. Моим кредо всегда были четыре слова: «Просто сделай, черт возьми!»
Самое трудное – научить этому людей, которые приходят из больших компаний, с консервативных рабочих мест. В крупных консалтинговых фирмах, инвестиционных банках и известных высокотехнологичных компаниях нас учат производить длинные отчеты, доводить каждый документ до идеального состояния и проверять, учтены ли самые мельчайшие факты. И все работает по принципу: главное – прикрыть задницу.
В стартапе так нельзя.
Когда доводится побывать в хорошо управляемом стартапе, ты чувствуешь определенный ритм. Управляющая команда явно ориентирована на принятие решений. Они знают, что на 70% точное решение, принятое быстро и на основании четких принципов, лучше, чем на 90% точное решение, принятое после тщательного обдумывания.
Предприниматель-стартапер знает, что он будет часто ошибаться. Это гибкий человек, готовый признавать свои ошибки. Он не стремится воспитать культуру наказания за ошибки. Его кредо – если ты никогда не делаешь ошибок, значит, ты недостаточно стараешься.
На мой взгляд, примета великого предпринимателя – это способность быстро заметить 30% отклонение и подстроиться к нему, не боясь принимать быстрые решения и дальше.
И наоборот, аналитический паралич доводит меня до бешенства. На совещаниях я нередко говорю: «Есть три варианта: А, Б и В. Мой инстинкт подсказывает мне, что следует выбрать Б. Но давайте решим коллективно. Я не расстроюсь, если мы выберем другой вариант. Давайте примем какое-то решение и пойдем дальше.
Многим людям это кажется некомфортным. В мире полно людей, которым не нравится подставлять шею и говорить то, что они думают. Меня не беспокоит то, что я оказываюсь неправ – если я при этом не проявляю догматизма в дальнейшем, когда факты показывают, что нужно поменять курс.
Итак, это было долгое вступление к вопросу о найме людей. Но учитывая, что успех стартапа, по моему убеждению, практически полностью зависит от подбора талантливых кадров, способность подбирать, выбирать и вдохновлять новых сотрудников к работе в компании – это одно из главных первых испытаний для предпринимателей.
Есть старая управленческая поговорка: «Нанимай медленно, увольняй быстро». Она уже стала общепринятым мнением. Эта поговорка объясняет, что выбору членов команды нужно уделить должное внимание и тщательность. А также что нужно действовать быстро, когда инстинкт подсказывает, что с кем-то из них ничего не получается.
Применительно к стартапам верна лишь половина этой поговорки.
Нанимать медленно?
С этой частью у меня проблема. Я не думаю, что рекрутинг заметно отличается от любого другого процесса принятия решений в компании. Вы все равно не сможете точно понять, как проявит себя сотрудник в какой-то роли, насколько хорошо он или она впишется в культуру компании, насколько мотивированным будет – пока сотрудник не приступит к работе.
Я не пытаюсь доказать, что никаких проверок и никакого отбора проводить не нужно. Есть ряд очевидных вопросов, которые нужно задавать кандидатам, чтобы получить интуитивное представление об их личностной пригодности, интеллекте, способностях и тому подобных вещах.
Но вот какое дело. Я встречал много команд, которые чувствовали потребность проинтервьюировать еще нескольких кандидатов – лишь бы убедиться. Они мешают сами себе принять решение. Они слишком много думают над ним.
По части рекрутинга и принятия решений я отношусь к сторонникам мгновенных озарений. Большинство из нас в силу своей природы хорошо умеют оценивать людей, и наши врожденные инстинкты, подсказывающие нам что-то о пригодности или непригодности кандидата, работают гораздо лучше нашей способности раскладывать его личность по ячейкам электронной таблицы.
Я также придерживаюсь взгляда, что вы должны вести рекрутинг постоянно, и когда вам попадаются отличные кадры, вам следует брать их, а затем подбирать подходящую для них роль. По мне, лучше нанять суперумного, суперамбициозного и отлично вписывающегося в компанию человека сейчас, чем искать «идеального» кандидата с соответствующим опытом и найти его через три месяца. 3 месяца для стартапа – это целая жизнь.
Мое инстинктивное представление о том, преуспеет конкретный стартап или нет, часто основано на том, с какой скоростью они разрабатывают свой продукт и какими темпами он добивается успеха на рынке. Это же касается и процесса рекрутинга.
Первоклассные лидеры и первоклассные команды умеют искать потенциальные кадры, оценивать их пригодность, вдохновлять их к тому, чтобы стать частью команды – и они умеют делать это достаточно быстро.
И если я работаю с командой, а ей не удается нанимать людей быстро, то они понимают причины моего вероятного расстройства: ведь я работаю со многими другими компаниями, которые нанимают не столь медленно.
И когда продукт не готов вовремя, когда команда не успевает закрыть те сделки, на которые мы рассчитывали, и донести наши маркетинговые сигналы, а основатель компании говорит: «Простите, у меня было слишком много других задач, в том числе привлечение средств» — он знает, что меня этот довод не тронет. Время, потраченное на привлечение новых талантливых членов команды, всегда приводит к большей производительности, чем попытки делать все самостоятельно.
«Но у нас нет бюджета!»
Первоклассные предприниматели находят способ с этим справиться. Темп рекрутинга очень важен.
Быстро увольнять?
Когда-то я писал о людях, часто меняющих работу, и получил массу недовольных отзывов от технических специалистов. Они писали что-то вроде: «У меня были дерьмовые начальники. Стоило нам наткнуться на дорожную выбоину, как они тут же начинали резать все под корень».
Я пытался доказать, что в молодости нормально не задерживаться на одном месте подолгу, тогда действительно всякое бывает. Но если это происходит 5-6 раз подряд, то это уже некая схема поведения, и дело не только в дерьмовом начальстве.
Но людям не нравится слышать об увольнениях или сокращениях, так что меня зафлеймили.
Поэтому я не испытывал особого желания публично выступать по этой теме. Но недавно на конференции в Боулдере мы поговорили об этом с Брэдом Фелдом, и он вдохновил меня на этот пост, а потом еще и написал об этом в твиттере. Так что теперь выбора нет.
Я никогда не сожалел о том, что кого-либо уволил. Никогда.
Я не испытываю гордости от того, что увольняю людей. Я понимаю, что для них это экономическая проблема, что это может затронуть личную жизнь и большой удар по самолюбию. Но если вы боитесь увольнять, то вам не следует быть предпринимателем. Ни в одном стартапе нет возможности возить с собой мертвый груз.
Я пытался находить всевозможные отговорки. Я говорил себе: «Я не могу уволить его сейчас, на нем все отношения с клиентами, а сейчас ключевой момент для наших продаж». Или: «Я не дал ему достаточно шансов проявить себя – надо посмотреть, как он будет расти над собой». Или даже: «Ее любят в компании, и это плохо скажется на командном духе. Я не могу себе позволить этого сейчас».
Я слышал, как венчурные инвесторы пользуются подобными оправданиями: «Мы знали, что с этим CEO ничего не получается, но мы не могли его уволить, потому что после этого слишком трудно было бы провести очередной раунд привлечения средств». Но потом они уже сожалеют о том, что не действовали быстрее и не отреагировали на очевидное недовольство остальной команды стартапа.
Я выдумывал самые разные отговорки. И всякий раз, когда я оттягивал увольнение, наступал момент – месяц спустя – когда я испытывал одно и то же типичное чувство: «Почему же я не сделал этого на три месяца раньше?»
Поверьте: если вы это поняли, значит, так и есть. Если вы это поняли, сделайте это сейчас. Лучше не станет. Ваш инстинкт подсказывает вам верный путь. Вы не сможете залатать дыры. Попытки отложить неизбежное не улучшат ваши отношения с инвесторами, партнерами по бизнесу, клиентами или сотрудниками.
Есть только один ответ: увольняй быстро.
Увольнение ничем не отличается от 10 000 других решений, которые вам нужно принимать, чтобы компания выжила. Вы высвобождаете столь необходимые средства. Вы освобождаете место для притока новой крови. И почти всегда ваши сотрудники очнутся и скажут: «Спасибо, мы этого ждали».
Когда люди не тянут, их коллеги это видят. И они благодарны за возможность работать в организации, где их ценят, а бездельников не терпят.
Когда вам нужно уволить кого-то, не стоит осторожничать. Не придумывайте фальшивые отговорки, почему сотрудника нужно уволить, не пытайтесь представить, что это сокращение штата или что-то подобное. Скажите человеку, что конкретно не так. Не стоит проявлять грубость. Подскажите увольняемому, как ему стоит отнестись к этой ситуации, чтобы со следующим работодателем вышло по-другому. Дайте честную и конструктивную обратную связь.
Если увольнение обосновано, то может быть, человек уже это чувствует и оценит вашу честность.
И естественно, вам нужно четко следовать требованиям закона.
Уточню: я вовсе не выступаю за безжалостную резню, за постоянную текучку. Но я верю, что вы должны задать общий тон в компании: вы как предприниматель работаете изо всех сил и ожидаете этого от других. Вы должны показать людям, что главное для компании – это заслуги, и что лучшие люди поднимаются до самого верха. Возраст и опыт не имеют значения: достойные люди продвигаются, недостойных просят уйти.
Большинство компаний нанимают медленно и увольняют медленно. Это полная противоположность того, в чем нуждаются стартапы.
Выберите подходящий для вас темп рекрутинга. Позвольте себе рисковать с людьми, которые кажутся вам подходящими. Не ищите кандидатов с идеальным резюме. Рискуйте. Верьте своему чутью. А если оно подведет вас, двигайтесь дальше. Все придет в норму.
Двигайтесь быстро. Не откладывайте неизбежное. Консультируйтесь с юристами. Держите бумаги в порядке. Относитесь к людям уважительно и профессионально. Будьте открыты и продуктивны. И будьте честны с сотрудниками относительно их недостатков и того, почему они не вписываются в вашу культуру. Но увольняйте их быстро.