Site icon Идеономика – Умные о главном

Кривое зеркало Zoom: почему в Covid-19 люди так озабочены внешним видом?

Фото: Surface/Flickr

Прошлым летом, когда клиники начали осторожно открываться, профессор дерматологии Гарвардской медицинской школы Шади Курош заметила тревожную тенденцию — всплеск запросов на прием по вопросам, связанным с внешностью. «Казалось, что в такое время в центре внимания будут другие проблемы, но многих людей действительно беспокоило ощущение, что они выглядят намного хуже, чем обычно», — говорит она.

Оказалось, что другие специалисты в дерматологии и в смежных областях, таких как пластическая хирургия, заметили похожий феномен. Тогда Курош и ее коллеги поинтересовались у пациентов, что побудило их обратиться за лечением. И многие заявили, что причина в видеосвязи. Пандемия бросила их в мир Zoom и Teams, где ежедневно приходится смотреть на свое лицо на экране.

В эпоху Zoom люди стали чрезмерно переживать из-за обвисшей кожи, из-за размера и формы носа, бледности. Они захотели косметических вмешательств, начиная от ботокса и филлеров и заканчивая подтяжкой лица и пластикой носа. Курош и ее коллеги опросили врачей и хирургов, пытаясь понять, стали ли видеоконференции во время пандемии потенциальным фактором телесной дисморфофобии. Они назвали это явление «Zoom-дисморфофобией».

Теперь, когда растет количество вакцинированного населения и пандемия, кажется, отступает, новое исследование группы Курош в Гарварде показало, что Zoom-дисморфофобия никуда не делась. Опрос более 7000 человек показывает, что психологические шрамы от коронавируса останутся с нами еще какое-то время.

Еще до Covid пластические хирурги и дерматологи наблюдали рост числа пациентов, обращавшихся к ним с «нереальными и неестественными» требованиями, говорит Курош. Термин «Snapchat-дисморфофобия» был придуман в 2015 году для описания людей, которые хотели выглядеть так, будто их пропустили через фильтр улучшений — с большими глазами и сияющей кожей.

До этого пациент мог явиться в кабинет пластического хирурга с фотографиями знаменитости, на которую хотел быть похожим. Еще до расцвета социальных сетей психологи замечали, что люди, которые пристально рассматривали себя в зеркале, становились более застенчивыми.

Но Zoom-дисморфофобия — другое дело. В отличие от Snapchat, где люди понимают, что смотрят на себя через фильтр, во время видеоконференции мы не осознаем, что наша внешность искажается, подчеркивают Курош и ее соавторы в исходной статье.

Фронтальные камеры искажают изображение, как «кривое зеркало», говорит она. Из-за них носы выглядят больше, а глаза — меньше. Этот эффект усугубляется близостью к объективу, который, как правило, располагается к вам ближе, чем другой человек при разговоре в реальной жизни. Ракурс снизу вверх — наименее удачный, любой представитель поколения MySpace скажет, что лучшая позиция камеры — сверху, отсюда и повсеместное распространение селфи-палки.

Обычно в зеркале мы видим расслабленные лица, а во время совещания в Zoom выражение лиц скорее сосредоточенное, хмурое или скучающее — и оно отличается от того, каким вы привыкли видеть свое отражение. «Изменения в самовосприятии и тревожность в результате постоянных видеоконференций приводят к ненужным косметическим процедурам, особенно у молодых людей, которые во время пандемии стали чаще пользоваться онлайн-платформами, включая видеосвязь, социальные сети и фильтры», — пишут Курош, Чанни Сайленс и другие коллеги.

Термин «Zoom-дисморфофобия» был подхвачен международными СМИ, и Курош завалило электронными письмами от друзей и незнакомцев. В новом исследовании, которое должно быть опубликовано в International Journal of Women’s Dermatology, авторы обнаружили, что 71% из 7000 опрошенных испытывали стресс по поводу возвращения к персональным взаимодействиям, а почти 64% обращались за психологической помощью.

Трое из десяти заявили, что планируют инвестировать в свою внешность, чтобы справиться со стрессом из-за возвращения к очным мероприятиям — с опасениями по поводу увеличения веса, бледной кожи, морщин и прыщей — всего, что могло усугубиться за время, проведенное в Zoom. «У людей, которые провели там больше времени, ухудшилось отношение к своей внешности», — говорит Курош. Те, кто потратил больше времени, глядя в «технологическое зеркало», были более тревожными, а среди 18-24-летних именно те, кто использовал фильтры, чаще обращались за психологической помощью.

Во время пандемии кривое зеркало Zoom искажало наши отражения, а мы, оказавшись в ловушке, подвергались бомбардировке отредактированными кадрами в социальных сетях и на телевидении. Сочетание этих факторов оказало разрушительное влияние на самовосприятие, беспокойство и психическое здоровье — и это так просто не исправить.

Но лучший способ бороться с Zoom-дисморфофобией — это осознанность, утверждает Курош. Она получила огромное количество комментариев от людей, чувствовавших, будто с их внешностью что-то не так во время пандемии. Каждый из них думал, что это только его проблема. «Многие люди молча переживают негативное воздействие на психическое здоровье», — говорит Курош. И для нее важно «помочь людям понять, что они не одиноки».

Источник

Exit mobile version