Site icon Идеономика – Умные о главном

Эмоции под маской: научатся ли дети распознавать их

Фото: Kelly Sikkema/Unsplash

Многие родители обеспокоены тем, какое воздействие окажет ношение масок на речь и социально-эмоциональное развитие детей в долгосрочной перспективе. Есть ли какие-то исследования, подтверждающие обоснованность этих опасений?

Повлияют ли маски на речевое развитие моего ребенка?

Младенцы начинают смотреть на область рта в первые несколько месяцев жизни и полагаются в основном на визуальные сигналы губ, когда учатся говорить. В частности, исследования показывают, что младенцы, которые чаще смотрят на губы, когда взрослый говорит, демонстрируют увеличенный словарный запас. Однако возможность смотреть на губы не настолько важна для развития речи, поскольку даже дети с серьезными нарушениями зрения относительно легко учатся разговаривать.

Однако некоторые родители задаются вопросом, в какой степени маленькие дети понимают речь, когда окружающие их взрослые носят маски. Обнадеживает недавнее исследование, которое показало, что младенцы и дети ясельного возраста не испытывают трудностей с пониманием знакомых слов, если их произносят через обычную хирургическую маску. А вот прозрачные защитные щитки затрудняют понимание, что, по мнению автора, связано с искажением визуальных сигналов лица.

Таким образом, способность видеть губы важна, но не обязательна для развития речи, и ваш ребенок, вероятно, сможет понимать большую часть слов через обычную маску.

Повлияют ли маски на эмоциональное развитие моего ребенка?

Многие родители и опекуны также высказывают опасения, что маски повлияют на способность детей распознавать эмоции по лицам, и это отрицательно скажется на их эмоциональном развитии. Исследования показывают, что дети старше 3 лет могут определять выражение эмоций только по глазам. Однако, как и следовало ожидать, точность такого понимания ниже, чем определение настроения по всему лицу. Исследования также показывают, что взрослые и дети, если не уверены в своей интерпретации эмоции, полагаются на губы.

Интересно, что, не видя губ, сложнее распознавать именно положительные эмоции, и недавние исследования показывают, что маски делают лица менее счастливыми, то есть дети будут хуже воспринимать положительные эмоции других людей, если те носят маски.

Другое недавнее исследование показало, что и у взрослых, и у детей (от 3 до 8 лет) нарушаются способности распознавать эмоции, когда другие люди в масках. Особенно этот эффект был заметен у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Умение читать мимику для дошкольников особенно важно, поскольку они, как правило, еще не в состоянии учитывать ситуацию при интерпретации эмоций, как это могут делать взрослые и старшие дети.

На малышей сильно влияют эмоции их родителей или опекунов, и они используют так называемую «социальную референцию», чтобы связываться с эмоциями своих взрослых и понимать, как нужно себя вести в различных социальных ситуациях. Когда взрослые носят маски, социальная референция дается трудно. Маски также мешают спонтанной эмоциональной мимикрии (феномен, при котором человек автоматически имитирует эмоциональное выражение собеседника). Спонтанная мимика лица важна для распознавания эмоций и развития эмпатии.

Таким образом, дети все же могут считывать некоторые эмоции с лиц под масками, но это дается им труднее, особенно малышам. То есть ношение масок все же влияет на процессы, важные для эмоционального развития, такие как социальные референции и эмоциональная мимикрия.

Как родители и опекуны могут помочь речевому и эмоциональному развитию детей в это время?

Можно попытаться компенсировать негативное влияние масок на речь и эмоциональное развитие с помощью следующих стратегий:

  1. Больше времени общайтесь лицом к лицу дома (или когда есть возможность безопасно снять маску). Пойте песни, играйте в игры и в любимые игрушки, чтобы удержать внимание ребенка на вашем лице.
  2. По возможности акцентируйте внимание на словах. Рассказывайте, что вы делаете и что делает ребенок, играйте в словесные игры, пойте и читайте книги.
  3. Используйте другие подсказки, чтобы помочь детям понять ваши слова или эмоции при ношении маски, например, используйте более живую интонацию во время разговора, двигайте глазами в соответствии с тем, что говорите, а также используйте жесты и оттенки голоса, чтобы подчеркнуть эмоции. Учите детей делать то же самое. Исследования показывают, что взрослые и дети полагаются на губы при расшифровке эмоций, поэтому подчеркивайте свои эмоции при любой возможности.
  4. Говорите громко и четко, чтобы дети могли понять вас через маску. Устраните отвлекающие факторы или фоновый шум.
  5. Изображайте с детьми разные лица без маски, а потом устройте модифицированную игру в «ку-ку», прикрывая рот, а не глаза, и показывая разные выражения. Так ваш ребенок узнает другие особенности лица, связанные с разными эмоциями.
  6. Надев маску, сыграйте в игру «угадай, какое у меня лицо» или «угадай, что я говорю». Пусть ребенок следит за вашими глазами и бровями, внимательно прислушивались к голосу и обращая внимание на руки, чтобы догадаться, о чем речь.
  7. Сохраняйте позитив. Умение интерпретировать язык и распознавать эмоции на лицах за масками в конечном итоге улучшит социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка, поскольку он научится замечать более тонкие социальные сигналы, такие как тон голоса и язык тела.

Это исследование не говорит, что детям следует отказаться от ношения масок. Скорее, оно предполагает, что в это сложное время нужно учитывать не только физическое здоровье детей, но и их социальное и эмоциональное развитие.

Источник

Exit mobile version