В истории человечества известно несколько промышленных революций, каждая из которых поднимала цивилизацию на новый качественный уровень. Причем скорость изменений все нарастает. Казалось бы, еще совсем недавно мы пережили индустриализацию, а уже и она, и постиндустриальное общество первого поколения представляются полной архаикой. Хотя еще живы поколения, на чьих глазах все это происходило.
Человечество уверенно вступает в новую информационную эру. Особенно хорошо это видно по сфере торговли и услуг. Совсем недавно интернет-магазин был диковинкой, к которой относились с опаской. Люди боялись оставлять данные своей карты в Сети и вообще что-либо заказывать онлайн. Сейчас заказать товар или еду – дело обычное, появилась масса приложений и сервисов, которые позволяют это делать буквально мановением руки. Пандемия заметно ускорила процесс и показала очевидное – он необратим.
Касается это и способов денежных расчетов. Еще в начале века люди расплачивались преимущественно наличными деньгами, а сейчас у каждого в кармане банковская карта и не одна. Но и кусок пластика постепенно уходит в прошлое.
На смену карте приходит, в частности, QR-код. Это изобретение оказалось столь удачным, что позволяет освоить информационные технологии покупки и расчетов даже тем, кто до сих пор это делал с трудом, предпочитая традиционную наличность.
QR-коды были изобретены достаточно давно – в 1994 году. Японский промышленный гигант Toyota столкнулся с проблемой учета и распределения автозапчастей. Применявшиеся для этого штрих-коды показывали низкую производительность, что не устраивало японских управленцев, заточенных на эффективность. Тогда на дочернем предприятии Denso Wave и придумали QR-код. Это сокращение от английского quick response – «быстрое реагирование». И оно действительно оказалось быстрым, поскольку вмещает в себя гораздо больше информации, чем традиционный штрих-код, и легче считывается.
Широкому и повсеместному внедрению QR-кодов мешало только одно – отсутствие массово популярных считывающих устройств. Но сегодня, когда смартфон стал обычным бытовым предметом для миллиардов людей, эта проблема решена.
Так, в Китае уже почти вышли из обращения не только банковские купюры, но и карты. Повсеместно используется QR-код. С его помощью жители Поднебесной покупают, переводят деньги, оплачивают услуги. Его можно видеть в соцсетях и приложениях, что позволяет, не выходя их них, совершить необходимые действия. Объем использования QR-кодов уже превысил 50 процентов ВВП экономического гиганта XXI века. Даже уличные музыканты вместо шляпы или футляра от инструмента ставят табличку с QR-кодом.
Конечно, не отстает и Америка. Опыт автора: прилетев туда, даже не зная языка и города, можно легко вызвать такси. Помните, как в фильме «Офицеры»? И слова главного героя, что нужно быть полным идиотом, чтобы не разобрать слово «TAXI». А под ним QR-код. Навел смартфон, мгновенно вызвал и оплатил машину. Просто потому, что все понятно и реализовано на интуитивном уровне.
Все это делает использование QR-кода бизнесом, прежде всего в сфере торговли и услуг, чрезвычайно привлекательным, практически неизбежным. Причем неважно, обслуживаете вы клиентов в онлайне или у вас офлайн-бизнес: ресторан, салон красоты или мастерская по ремонту. Если вы работаете только с наличными, то уже не надо просить клиента перевести вам на карту, когда у него не хватило денег. QR-код сделает это быстро и максимально удобно для всех.
QR-код мгновенно привлекает дополнительных клиентов, а простота и надежность использования увеличивает их лояльность. К тому же средний чек безналичного расчета, как отмечают эксперты, на 23-56 процентов выше, чем за бумажные деньги. Видимо, людям психологически сложнее расстаться с кровными из кошелька.
Создать QR-код тоже проще простого. Например, вот какой элементарный алгоритм предлагает своим корпоративным клиентам Банк Развитие-Столица:
- Скачать и установить на мобильном устройстве Telegram.
- Подключить чат-бота.
- Направить заявку в Банк «Развитие-Столица».
- Дождаться подтверждения от Банка.
- Можно начинать работу.
QR-код можно установить не только в мобильном устройстве, а где угодно – на сайте, разместить в печатной продукции, наклейках, в соцсетях. Да хоть на заборе нарисовать. И он будет работать. Просто потому, что прогресс – это всегда движение от сложного к простому и качественному. И современным предпринимателям необходимо следовать за развитием технологий, чтобы сохранить устойчивость своего бизнеса.