Секрет в воде: как плавание стимулирует работу мозга
Ученые подтверждают, что плавание развивает когнитивные способности лучше других упражнений, но причину пока не нашли
Образ жизниНи для кого не секрет, что аэробные упражнения помогают предотвратить некоторые разрушительные последствия старения. И все больше исследований показывают, что плавание уникальным образом воздействует на здоровье мозга.
Было доказано, что регулярные занятия плаванием улучшают память, когнитивные функции, иммунную реакцию и настроение. Плавание также помогает восстановить повреждения, вызванные стрессом, и наладить новые нейронные связи в мозге.
Но ученые все еще пытаются разгадать, как и почему плавание оказывает такое стимулирующее воздействие на мозг.
Как нейробиолог, специализирующийся на физиологии мозга, энтузиаст фитнеса и мама, летом я часами не выхожу из местного бассейна. Нет ничего необычного в том, что дети радостно плещутся и плавают, а родители загорают неподалеку — и я много раз была среди тех родителей, которые наблюдают за происходящим в бассейне со стороны. Но если бы больше взрослых знали, как полезно плавание для когнитивного и психического здоровья, они бы с большим энтузиазмом прыгали в воду вслед за детьми.
Новые и улучшенные клетки мозга
До 1960-х годов ученые считали, что количество нейронов и синаптических связей в человеческом мозге ограничено и при повреждении они не восстанавливаются. Но эта идея была опровергнута, когда исследователи начали получать достаточно доказательств рождения нейронов в мозге взрослых людей и других животных.
Теперь есть четкие доказательства того, что аэробные упражнения способствуют нейрогенезу и играют ключевую роль в восстановлении поврежденных нейронов и их связей как у млекопитающих, так и у рыб.
Исследования показывают, что один из основных способов возникновения этих изменений в ответ на упражнения — это повышение уровня белка, называемого нейротрофическим фактором мозга. Выяснилось, что нейронная пластичность, или способность мозга изменяться, которую стимулирует этот белок, улучшает когнитивные функции, включая обучение и память.
Исследования на людях обнаружили тесную взаимосвязь между концентрацией нейротрофического фактора, циркулирующего в головном мозге, и увеличением размера гиппокампа — области мозга, ответственной за обучение и память. Кроме того, повышенные уровни нейротрофического фактора мозга обостряют когнитивные функции и помогают снизить тревогу и депрессию. И напротив, исследователи наблюдали расстройства настроения у пациентов с более низкой концентрацией нейротрофического фактора головного мозга.
Аэробные упражнения также способствуют высвобождению специфических химических посредников, называемых нейротрансмиттерами. Один из них — серотонин, который, присутствуя в повышенных количествах, снижает депрессию и тревожность и улучшает настроение.
В исследованиях на рыбах ученые увидели изменения в генах, ответственных за повышение уровней нейротрофических факторов мозга, а также усиленное развитие дендритных шипиков — выступов на дендритах (удлиненных частях нервных клеток) — после восьми недель упражнений по сравнению с контрольной группой. Эти данные дополняют исследования на млекопитающих, в которых говорится, что нейротрофический фактор мозга увеличивает плотность нейронального шипика. Было показано, что эти изменения способствуют улучшению памяти, настроения и познания у млекопитающих. Большая плотность позвоночника помогает нейронам создавать новые связи и посылать больше сигналов другим нервным клеткам. При повторении сигналов связи становятся более прочными.
Но что особенного в плавании?
Исследователи еще не знают, в чем заключается секрет плавания. Но они все ближе к пониманию.
Плавание уже давно известно своей пользой для сердечно-сосудистой системы. Поскольку в плавании задействованы все основные группы мышц, сердцу приходится много работать, что увеличивает кровоток по всему телу. Это приводит к созданию новых кровеносных сосудов — процессу, называемому ангиогенезом. Увеличение кровотока также может привести к большому выбросу эндорфинов — гормонов, которые действуют как естественное обезболивающее по всему телу. Такой выброс вызывает чувство эйфории, которое часто возникает после упражнений.
Большинство исследований влияния плавания на мозг было проведено на крысах. Крысы — хорошая лабораторная модель из-за их генетического и анатомического сходства с людьми.
В одном исследовании на крысах выявилось, что плавание стимулирует мозговые пути, которые подавляют воспаление в гиппокампе и апоптоз, то есть гибель клеток. Также оно показало, что плавание поддерживает выживание нейронов и уменьшает когнитивные последствия старения. Хотя у исследователей еще нет способа визуализировать апоптоз и выживаемость нейронов у людей, они наблюдают аналогичные когнитивные результаты.
Один из наиболее интересных вопросов — как плавание улучшает кратковременную и долговременную память. Чтобы определить длительность положительного эффекта, исследователи приучили крыс плавать по 60 минут в день в течение пяти дней в неделю. Затем они проверяли память крыс, заставляя их проплыть через сложный водный лабиринт, где в одном из каналов была спрятана платформа.
У крыс было шесть попыток, чтобы проплыть через лабиринт и найти платформу. После семи дней обучения плаванию исследователи заметили улучшение как краткосрочной, так и долгосрочной памяти — крысы стали делать меньше ошибок. На основе этих данных исследователи предположили, что плавание можно использовать в качестве способа восстановления обучения и нарушений памяти, вызванных нервно-психическими заболеваниями у людей.
Несмотря на то, что есть большая разница между исследованиями на крысах и людях, данные говорят о явной когнитивной пользе плавания для человека в любом возрасте. Например, в одном исследовании, посвященном влиянию плавания на остроту ума у пожилых людей, исследователи пришли к выводу, что у пловцов улучшилась скорость ума и внимание по сравнению с теми, кто не занимался плаванием. Однако это исследование имеет ограниченный дизайн, так как участники не были рандомизированы, и, следовательно, те, кто занимался плаванием до исследования, могли иметь несправедливое преимущество.
В другом исследовании сравнивали когнитивные способности молодых людей, которые занимались спортом, не связанным с водой, и пловцов. Хотя погружение в воду само по себе не имело значения, 20 минут плавания брассом средней интенсивности улучшили когнитивные функции в обеих группах.
Детям тоже полезно
Плавание хорошо влияет на обучение детей.
Еще одна исследовательская группа недавно изучила связь между физической активностью и тем, как дети учат новые словарные слова. Ученые обучали детей 6-12 лет называть незнакомые предметы. Затем они проверили точность распознавания этих слов после трехминутного выполнения трех упражнений: раскрашивания (отдых), плавания (аэробная активность) и физических упражнений наподобие кроссфита (анаэробная активность).
Оказалось, что дети были намного точнее после плавания, по сравнению с раскрашиванием и кроссфитом, которые показали одинаковый уровень запоминания. Это показывает явную когнитивную пользу от плавания по сравнению с анаэробными упражнениями, хотя в исследовании не сравнивается плавание с другими аэробными упражнениями. По полученным данным, плавание даже в течение коротких периодов времени очень полезно для молодого, развивающегося мозга.
Все еще изучается, сколько времени нужно плавать, каким стилем, а также какие когнитивные пути активируются при плавании. Но нейробиологи все ближе к тому, чтобы собрать все кусочки пазла воедино.
На протяжении веков люди искали источник молодости. Возможно, плавание — один из самых доступных.