Site icon Идеономика – Умные о главном

Скрипучие колеса: удивительная связь между творчеством и риском

Фото: Prashant Maharshi/Flickr

Некоторые связи между творчеством и риском довольно очевидны. Творчество означает пробовать что-то новое, исследовать неизвестное и принимать неопределенность и возможность неудачи. В корпоративной среде мы интуитивно понимаем, что творчество питает стратегию, инновации и рост. В мире, где машины берут на себя предсказуемые и трудоемкие задачи, неудивительно, что все больше внимания уделяется навыкам, которые машины (пока) не могут воспроизвести. Творчество относится как раз к таким.

Но есть и менее ценимое преимущество творчества, которое столь же мощно. Творческие сотрудники с большей вероятностью пойдут на «хороший» риск, ведущий к инновациям. Они также готовы пойти на социальный риск и высказать непопулярное мнение, чтобы уберечь команду от опасности. Вот почему скрипучее колесо — изобличитель, скептик, постоянно задающий вопросы — также может быть резервуаром творчества.

Чтобы понять, как эти качества связаны между собой, полезно расширить представление о творчестве.

Риск, творчество и видение

Многие люди ассоциируют искусство с творчеством и новаторством. Но большинство из нас думает только об одной стороне медали. По словам художницы Дру Катаока, работающей на стыке искусства и технологий, рисование — это навык, который, помимо чисто эстетического применения, использовался во всех великих идеях и изобретениях. «Леонардо, Эдисон и так далее — все они сначала что-то рисовали, — говорит она. — Они использовали палочку на песке или шоколад на обратной стороне салфетки. И они просто формулировали идеи, вытаскивая то, что было у них в голове. Такой вид работы помогает развить навыки, связанные с совершенствованием видения».

Легко увидеть, как рисование и искусство связаны с комфортным пребыванием на неизведанной территории, и, в свою очередь, с инновациями. В деловом мире есть также несколько легендарных рисунков, в том числе эскиз маховика Amazon Джеффа Безоса, сделанный в 2001 году.

Но творчество также связано с готовностью рассматривать и проверять идеи, выходящие за рамки общепринятых представлений, и признавать, что ваши убеждения могут быть ошибочными. «Вы тестируете. Делаете что-то опасное, что может сломать то, что вы создали, — отмечает Катаока. — По-настоящему экспериментировать — значит делать что-то совершенно выходящее за рамки того, как мы относимся к проблеме». Помимо неопределенности, этот процесс сопряжен с риском нежелательного результата или даже полного провала.

Другими словами, настоящая сила творчества выходит за рамки художественного видения и способности представить и построить что-то новое. Великие художники, ученые и мыслители также готовы рискнуть и потерпеть неудачу в виде негативной критики и социальных и финансовых последствий.

Сэр Кен Робинсон подчеркивал эту мысль в своем самом популярном выступлении на TED Talk: «Если вы не готовы ошибиться, вы никогда не придумаете ничего оригинального».

Соединяя точки

Несмотря на то, что нить между творчеством и риском кажется интуитивной, социологам никак не удается показать прямую связь между ними. Это потому, что измерить творчество как таковое чертовски сложно.

«В прошлых исследованиях, изучавших взаимосвязи между творчеством и риском, творчество приравнивалось к таким показателям, как ассоциативная легкость, дивергентное мышление, терпимость к двусмысленности, творческий образ жизни или интеллектуальные достижения», — писали психологи Вайбхав Тьяги, Янив Ханох, Стивен Д. Холл и Сьюзан Л. Денхэм из Университета Джорджии и Марк Рунко из Плимутского университета в Великобритании в 2017 году в книге «Границы в психологии» (Frontiers in Psychology). Но, по их словам, «каждый из этих показателей дает лишь узкое представление о некоторых аспектах творчества».

Применяя другой подход, исследователи взглянули на творчество как на многомерную черту, включающую в том числе описание собственной личности и творческих достижений, идеацию (процесс формирования новых идей), формирование ассоциаций и решение проблем. Они измерили риск, используя два теста: первый на упражнение с рулеткой, а второй — опросник о вероятности того, что участники подвергнутся этическим, финансовым и социальным рискам, а также риску для здоровья и безопасности. Итоговый анализ показал, что наиболее сильная связь между творчеством и риском относится к социальному риску — то есть к проявлению откровенности, даже когда динамика группы или отношений побуждает членов команды сохранять молчание.

Хотя исследовательская группа показала корреляцию между социальным риском и творчеством, она не смогла определить причинно-следственную связь.

Готовность рисковать

Другое исследование обнаруживает аналогичную связь между творчеством и социальным риском.

«Быть творческим… означает рисковать и понимать, что ваши идеи будут оценены критически», — говорит автор и спикер Тодд Деветт. Проводя исследования, он заметил пробел в изучении связи между творчеством и риском. Поэтому Деветт разработал исследование, посвященное концепции, которую он называет готовностью к риску: конкретный тип риска, который призван привести к продуктивным результатам для организации, даже ценой негативных личных последствий для отдельного человека. Например, сотрудники рискуют получить выговор или подвергнуться остракизму, если укажут на потенциальные недостатки любимого проекта начальника, предложат улучшения в легендарном флагманском продукте или выступят за инновации в компании, когда коллеги сопротивляются изменениям или завидуют их положению.

«Разработка и обсуждение новых идей сопряжены с риском, потому что они несут изменения в распорядке дня, отношениях, балансе сил и гарантии рабочего места», — пишет Деветт в Journal of Creative Behavior. Его исследование подтвердило тесную взаимосвязь между творчеством и готовностью рисковать. Деветт провел специальный опрос среди более чем 1100 ненаучных сотрудников американской научно-исследовательской фирмы. Он пытался выяснить, как конкретное поведение руководителей влияет на отношение сотрудников к творчеству и готовности рисковать. Предоставляя сотрудникам автономию — то есть свободу выбирать, как выполнять задачу — менеджеры поддерживали их готовность к риску, но не творческий потенциал. Чтобы поддержать обе эти черты, руководителям нужно было открыто поощрять их. Это не делает сотрудников более творческими напрямую, скорее, высвобождает их способность применять свои творческие способности.

По словам Дьюи, компании могут стимулировать индивидуальное и командное творчество разными способами. Все они предполагают среду, где сотрудникам комфортно высказываться и идти на риск. «Руководители запускают процесс с моделирования ожидаемого поведения сотрудников — то есть принимая идеи, усилия и опыт», — подчеркивает он. Самые новаторские организации могут формально включать готовность к риску в оценку эффективности, задавая сотрудникам такие вопросы, как: «Что вы изменили? Какие идеи или изменения вы отстаивали или поддерживали у кого-то другого?»

Смазка для скрипучих колес

Начав искать конструктивный социальный риск, который идет рука об руку с творчеством, вы можете найти источники творчества там, где не ожидали.

Вот почему скрипучие колеса — люди, которые готовы высказаться, независимо от того, приветствуется это или нет — могут быть самым большим активом вашей компании. У них есть двойное преимущество: они приносят творческую искру, которая поддерживает поиск новых возможностей, а также готовы стать тревожным звоночком, который поможет вашей компании избежать потерь.

Источник

Exit mobile version