Site icon Идеономика – Умные о главном

Головокружительные технологии: почему вас тошнит от компьютеров

Фрагмент картины Сальвадора Дали «Галатея со сферами»

Вы когда-нибудь ощущали, как свет компьютерного монитора проникает вам в глаза и от этого что-то пульсирует в голове? Или чувствовали головокружение и тошноту, заглянув в телефон? Может показаться, что эти ощущения — просто напряжение глаз или усталость от слишком долгого сидения за экраном, но на самом деле это симптомы состояния, называемого киберболезнью.

Эти проблемы кажутся неизбежным злом, когда все больше людей работают из дома, учатся удаленно и проводят целые дни, роясь в интернете. Но я как исследователь взаимодействия человека с компьютером, специализирующийся на киберболезни, могу вас заверить, что есть способы предвосхитить и не допустить, чтобы вас тошнило от экранов.

Что такое киберболезнь?

Киберболезнь относится к группе симптомов, которые возникают при отсутствии физического движения, подобно укачиванию. Эти симптомы делятся на три категории: тошнота, окуломоторные проблемы и общая дезориентация. Окуломоторные симптомы, такие как напряжение глаз, усталость и головные боли, связаны с перегрузкой нерва, который контролирует движение глаз. Дезориентация проявляется головокружением. Еще несколько симптомов киберболезни, такие как трудности с концентрацией внимания и нечеткое зрение, частично пересекаются. Эти проблемы могут сохраняться в течение нескольких часов и влиять на качество сна.

Люди испытывают симптомы киберболезни от повседневных устройств, таких как компьютеры, телефоны и телевизоры. Например, в 2013 году на экранах блокировки iPhone появился эффект параллакса — фоновое изображение при перемещении телефона выглядело так, будто оно плавает или смещается, и многим людям это показалось крайне неудобным. Как выяснилось, это произошло потому, что такой эффект вызывал симптомы киберболезни. Параллаксная прокрутка на веб-сайтах, когда содержимое переднего плана перемещается, а фоновое изображение остается статичным, также может вызывать эти симптомы.

Исследователи не пришли к единому мнению о том, почему люди испытывают киберболезнь. Одна из превалирующих идей — теория сенсорного конфликта. Она предполагает, что проблема кроется в несоответствия информации, которую воспринимают части тела, регулирующие зрение и баланс. Глаза получают информацию о том, что вы двигаетесь, даже если тело неподвижно. Этот конфликт между визуальным восприятием и физическим опытом вызывает повседневный технологический дизайн.

Киберболезнь в виртуальной и дополненной реальности

Симптомы киберболезни, как правило, сильнее проявляются в виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR).

VR — это технология, которая полностью блокирует взор на реальный мир и заменяет его иммерсивной искусственной обстановкой. Она широко доступна на популярных игровых платформах, таких как Facebook Oculus и Sony PlayStation VR. VR может вызывать сильную тошноту, особенно, если вы долго используете соответствующий девайс. Это делает некоторые приложения и игры непригодными для множества людей.

AR, с другой стороны, накладывает смоделированную среду на реальный мир. Для нее используются устройства, которые также надеваются на голову, но позволяют видеть все вокруг, или что-то вроде Pokémon Go на телефоне или планшете. Для AR характерно более серьезное напряжение глазодвигательного аппарата.

Даже если раньше вы не использовали устройства VR или AR, скорее всего, начнете это делать в ближайшие 10 лет. Рост популярности AR и VR, вероятно, вызовет рост симптомов киберболезни. По оценкам исследовательской компании Research and Markets, внедрение этих технологий для работы, образования и развлечений может вырасти более чем на 60% и к 2027 году достигнет $900 млрд.

Симптомы киберболезни могут быть опасными

Хотя симптомы киберболезни на первый взгляд кажутся безобидными, этот эффект может сохраняться до 24 часов после использования устройства. Сохранение симптомов может повлиять на способность человека функционировать, и тут таится опасность.

Например, такие симптомы, как сильная головная боль, напряжение глаз или головокружение, влияют на координацию и внимание. Если с этими побочными эффектами управлять автомобилем, может случиться авария. Неясно, несет ли пользователь, компания-разработчик программного обеспечения или какая-либо другая сторона ответственность за травмы, вызванные использованием устройства или симптомами киберболезни.

В настоящее время мало что известно о том, как хроническая киберболезнь влияет на повседневную жизнь. Подверженность людей этой болезни весьма разная, как и в случае с привычным укачиванием, к которому кто-то склонен больше, кто-то меньше, и иногда предрасположенность отличается в 10 тысяч раз. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что женщины, которые не часто играют в видеоигры, и люди с плохим вестибулярным аппаратом испытывают более сильные симптомы киберболезни.

Как справиться с неприятными симптомами

Если вы боретесь с киберболезнью из-за того, что длительное время пользуетесь компьютером или телефоном, есть способы облегчить дискомфорт. Существуют специальные очки, которые предназначены для блокировки некоторых волн синего света, излучаемых экраном и приводящих к утомлению глаз и нарушениям сна. Также снизить нагрузку на глаза и сделать повседневную работу более устойчивой можно, увеличив изображение на экране или используя шрифт большего размера.

Если вы склонны к укачиванию, но хотите попробовать приложения VR и AR, вам помогут предупреждающие индикаторы, такие как Oculus Comfort Ratings. Всегда проверяйте визуальную калибровку устройств, чтобы глазам было максимально комфортно, и используйте устройства только на открытых пространствах, чтобы минимизировать риск травмы, если у вас закружится голова и вы потеряете равновесие. Делайте перерывы, если чувствуете дискомфорт.

Безопасное использование новых технологий

Движение в поддержку удаленной работы активизировалось благодаря пандемии Covid-19. Многие люди вместо того, чтобы ездить на работу и проводить там время с 9 до 17, теперь работают в спортивных штанах на кровати, заглядывая на совещания в Zoom. Это, безусловно, удобно, но вместе с этим растет понимание, насколько сложно смотреть на экран 40 с лишним часов в неделю.

Но не позволяйте киберболезни одолеть вас. Поскольку исследователи продолжают находить способы смягчить и предотвратить киберболезнь от разных устройств, люди, возможно, однажды смогут наслаждаться достижениями в области инновационных технологий, не испытывая головокружения.

Источник

Exit mobile version